coshevka (coshevka) wrote,
coshevka

Крым 2011. Урочище Хапхал.

Это знаменитый водопад Крыма Джур-Джур. Он – один из «самых»: если Учан-Су самый высокий крымский водопад, а Серебряные струи – самый поэтично-живописный, то Джур-Джур – самый полноводный. Даже в самые засушливые годы он имеет вот такой вид, как на этом фото. Я много раз видела его на фотографиях, но не думала, что он такой большой – 15 метров. Мощный, изящно-неправильной  формы. И звонкий. Само название «джур-джур» - звукоподражательное, изображающее журчание воды. Водопад этот венчает собой целый каскад многочисленных водопадов, образованных речкой Восточный Улу-Узень. А протекает она по дну  ущелья Хапхал. Название переводится как «волчья пасть». Само же ущелье очень живописно и местами (особенно в верхней своей части) труднопроходимо. Посему регулярно штурмуется любителями горных походов. Говорят, что тем, кто преодолел трудности спуска в ущелье, открываются невиданные красоты. Верхний каскад водопадов спускается на 60 метров. Ну, а для тех, кто, как мы, покупает билеты на экскурсии на набережной Симеиза (Алупки, Ялты и т. д.), существует экскурсионная тропа, которая начинается от села Генеральское, проходит через Джур-Джур и далее идет по дну ущелья вверх вдоль нижнего каскада до «ванны молодости» (аналогичная есть в Большом Каньоне). Это – лишь маленький кусочек Хапхала. Вообще же здесь – заповедник, прежде всего потому, что это гидрологический заказник республиканского значения, а кроме того, леса здешние наполнены редкими и ценными растениями.

Дорога до Хапхала оказалась длинной. Мы доехали до Алушты. Город мне не понравился – то, что открывается с дороги, не производит впечатления. Современная застройка, без всяких признаков вкуса и изящества. Ну, наверняка в Алуште есть более интересные места, но мы их не увидели. Наш путь лежит дальше, в сторону Судака. Над нами царит Чатыр-Даг, но нам – дальше. Дорога после Алушты начинает виться, она уже не такая широкая и отходит от моря. С обеих сторон – живописные горные долины, мы то поднимаемся, то опускаемся, внизу видны петли шоссе, но непонятно, то ли мы уже там проехали, то ли еще будем ехать… Красиво, но немного однообразно, и уже хочется, наконец, куда-то приехать. Быть может, потому еще скучно, что у нас неважный экскурсовод. Такая легкомысленная тетенька по имени Мирослава, рассказ которой строится по принципу: «В огороде бузина, а в Киеве – дядько».

Но вот мы, наконец, приехали в село Генеральское. Это маленькое поселение, которое ныне живет туристическим бизнесом – через это село ежедневно проходят толпы людей, желающих увидеть Джур-Джур. Их сюда привозят со всего побережья. Гостиничку построили, ресторан. А когда-то здесь было глухое татарское поселение с совсем другим именем. Название же «Генеральское» уводит нас к печальной истории депортации татар из Крыма в 1944 году. Тогда было переименовано множество населенных пунктов. Далее я процитирую:

«Цель столь массовых переименований, проведенных сталинским режимом, состояла в искоренении тюркизмов, а заодно и следов нерусской - греческой, армянской, немецкой, болгарской, украинской и других культур, в устранении названий, которые, как историческая память самой земли, напоминали о злодеяниях завоеваний и депортации.

Рассказывают, переименование в 1944-1945 и 1948 годах проходило так. Из Москвы Крымскому обкому партии поручили подготовить проект указа. Обком обсудил проблему и поручил возглавить работу самому грамотному из своих членов - редактору партийной газеты. Тот перепоручил проведение черновой работы ответственному секретарю. Ему же перепоручать дальше было некому и пришлось самому сесть за список тысячи новых названий. Когда из памяти ответственного секретаря исчерпались человеческие имена - Николаевка, Новониколаевка, Ивановка, Новоивановка, Семеновка, Владимировка, Петровка и т.д., он пустил в ход садово-огородную, сельскохозяйственную и вообще географическую тематику - так родились Овощное, Огородное, Сенокосное, Выпасное, Пшеничное, Кукурузное, Зерновое, Молочное, Садовое, Верхнесадовое, Лесное, Грушевка, Виноградное. А потом - Просторное, Высокое, Заячье, Орлиное, Соколиное, Нагорное, Перевальное и Переваловка, Солонцовое, Синекаменка, Краснокаменка, Межгорье, Зеленогорье, Оползневое, Подгорное, Привольное, Открытое, Луговое, Пахаревка, Ровное.

Когда и эта тема была исчерпана, он, порывшись в редакционном шкафу, нашел военный справочник, и пошли Танковое, Гвардейское, Батальное, Героевское, Бастионное, Партизаны, Лазо, Фурманово, Чапаеве, Ударное, Резервное, Фронтовое... Задание Москвы было успешно выполнено и даже перевыполнено. Некоторые названия встречались по нескольку раз, например, Владимировка - четырежды, некоторые повторялись по два и три раза. А всего в Крыму из более тысячи названий населенных пунктов треть - 358 поселков и сел имеют двойников и тройников.»

(http://www.bestreferat.ru/referat-163503.html)

Вот так и появилось « Генеральское». Сейчас местное население торгует орешками и ягодами на обочинах туристской тропы. А еще тут организована система экстремальных перевозок на УАЗиках. Дело в том, что до начала собственно экскурсионной тропы от села нужно еще протопать полтора километра по проселку. В принципе, это немного. Но экскурсоводы настоятельно рекомендуют проехать это расстояние на автомобиле. Это такой местный бизнес: за 15 гривен вас провезут в открытом джипе по фантастически плохой дороге (естественно, ее СПЕЦИАЛЬНО не ремонтируют!). Десять минут острейших ощущений вам гарантированы. Начинается все с того, что УАЗ форсирует вброд протекающую тут речушку, поднимая тучи брызг. Далее, балансируя, накреняясь в разные стороны и грозя опрокинуться каждую минуту,он едет по знаменитой дороге, а ветки деревьев хлещут вас по лицу. И последний штрих – машина взлетает на крутой взгорок под углом почти 90 градусов – ах! – и медленно сползает назад… Все, мы приехали.

Вид от села Генеральское на дорогу, "переправу" и заповедник.

Экскурсионная тропа начинается при входе в лес. Это буковый лес, типичный для крымских взгорий. Здесь всегда полумрак, даже в солнечную погоду. Трава не растет в таком лесу. Зато буки имеют могучую корневую систему.

Эти корни помогают, помимо всего прочего, карабкаться по склонам гор. Образуют такую естественную лесенку. Сами же буки имеют кряжистые и живописные стволы.

Мы уже высоко, внизу видна река.

Затем дорожка спускается, и, наконец, из-за деревьев мы видим Джур-Джур.