coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Канал имени Москвы

Поразительно, что проект канала был разработан еще при Петре I.  Говорят, было даже три проекта. Все они, конечно, предполагали минимум земляных работ. Смерть царя не дала возможности реализовать эти планы. Потом начали рыть канал в 19 веке,  сделали только часть, и бросили... Но обмеление реки Москвы продолжало увеличиваться, так что в начале 20 века реку напротив Кремля можно было перейти вброд. К тому же стал сказываться недостаток питьевой воды - город рос... И вот, в начале 30-х годов был разработан новый проект канала. Грандиозный замысел, грандиозная стройка. Широко было известно (об этом писали в тогдашних газетах), что все черновые работы на канале выполняли зеки. Для этого был создан так называемый "Дмитровлаг". Работа заключенных была очень тяжелой, они страдали от голода, слабости, болезней. Известен случай, когда при строительстве шлюза №3, заключенный упал в яму.с цементным раствором. Процесс заливки цемента останавливать не стали... Так что стойка шлюза стала могилой этого человека. Один наш знакомый священник, выросший в Долгопрудном, рассказывал, что, играя с мальчишками на берегу канала, он иногда находил в земле человеческие кости.
Трагичной была судьба и всех руководителей стройки - они были арестованы и расстреляны в конце 30-х годов.
Для канала было построено несколько плотин. Образовались новые водохранилища, множество земель были затоплены, пропали десятки деревень, сотни дворов. Это -тоже трагедия.
Однако - Москва -река стала судоходной, столица получила питьевую воду и короткий судоходный путь в Волгу. А мы теперь путешествуем по рекам нашей страны и любуемся ее красотами.

Между Москвой и Волгой лежит довольно высокая (60 м) возвышенность - Клинско-Дмитровская гряда. Поэтому и рытье канала было столь сложным. Нынешний Северный Речной вокзал, с которого мы начинаем плавание - ближе к вершине гряды, а в обе стороны от него происходит спуск, понижение - Московский склон и Волжский склон. Для того, чтобы спуститься по этим склонам, нужны шлюзы. По шлюзам Московского склона мне не доводилось ходить, говорят, они довольно неплохо видны с суши. А вот в сторону Волги мы плаваем регулярно, и шлюзы здесь видели неоднократно. Но все равно каждый раз это очень интересно. Шлюзы Канала имени Москвы - не только гениальные гидро-технические сооружения, но и своеобразные памятники архитектуры и ланшафтного дизайна. Они замечательно смотрятся с воды. А возле 6-го шлюза (со стороны Москвы он первый) есть и пешеходный обзорный мостик, на котором всегда стоят любопытные.










Ширина камер шлюзов такова, что в них помещаются два больших теплохода:



Ворота открылись и теплоход "Василий Суриков" покидает шлюз:


Зеваки на мостике:


Станция Икша и пешеходный мостик возле шлюза:


Шлюз №5:


Верхняя башня шлюза №5:


У ворот шлюза - мы еще наверху:


Нижняя башня шлюза - с ротондой:


Самый знаменитый шлюз из этой шестерки - №3. Он знаменит своими каравеллами на башнях - копиями каравелл Колумба:




Калязинская колокольня - уже на Волге, как памятник всем затопленным землям:





Tags: Дорожное, Москва, архитектура, вода, история, красота, круизы, лето, природа, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments