coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Путешествие по Тверской области



Предисловие. Оно состоит из двух пунктов.

Пункт первый. Мы с мужем не заядлые велотуристы.  Ехать сотни километров в любую погоду, по грунтам, наматывая на шины глинистую грязь, таща на себе палатку, ночуя, где придется; пробираться глухими лесными тропами, - это слишком. Мы просто любим кататься на велосипеде. Желательно по хорошей дороге и в хорошую, сухую, не очень жаркую погоду.  Тогда можно проехать даже много километров. Ну, например… тут наши мнения расходятся: муж готов ехать и сто семьдесят километров (в день), мне хватит – семидесяти для счастья в жизни.

Пункт второй. У мужа есть родной дядя, в прошлом главный конструктор в одном из закрытых институтов, именуемых «почтовыми ящиками».  В конце 90-х годов прошлого века он  решил оборвать свои отношения с государством, купил дом с куском земли  в глухой российской деревне и посильно занялся сельским хозяйством. Это редкий тип человека, который счастлив и уверен, что живет правильно на этом свете. Ну, это отдельная история.

Суть заключается в том, что пять лет назад мы решили объединить два вышеназванных пункта: навестить дядю, добравшись до него, насколько это будет возможно, на велосипедах. Отсюда и начинается история наших однодневных велопоходов  по Тверской области, ибо с тех пор мы каждый год летом выезжаем в эту действительно глухую, но очаровательную деревушку, чтобы провести там несколько райски-ленивых дней.

Как добираться.  Вот это был вопрос, особенно в первый раз. Мы сразу решили, что больше, чем один день, на дорогу тратить нерационально. 360 км на велике в день не проехать, поэтому надо ехать до Твери на электричке, а дальше – своим ходом. Это, по нашим подсчетам, составляло километров 150. Если даже ехать со средней скоростью 15 км/ч, хватит десяти часов, ну, еще час на обед, ну, а мы, конечно же, будем ехать быстрее… Словом, все получалось. Опыт длинных поездок у нас был, правда, не больше 100 км в день и с хорошим (часа 2-3) перерывом.  Что получилось на деле. Сначала все было, как задумано – электричка привезла нас вовремя на Тверской вокзал, мы сели на велосипеды и поехали. Правда, мы совершенно не знали, как выбираться на Ленинградское шоссе. Некоторое время ушло на сбор информации, мы даже остановились у книжного магазина и купили карту области (с крупной картой Твери), которая нам потом не раз помогала. Проезд по городу тоже занял некоторое время – это километров 10-11. Надо сказать, что в Твери мне неоднократно приходилось бывать, я люблю этот город, который гораздо больше похож на Петербург, нежели на Москву. С точки зрения велосипедиста – движение почти такое же оживленное, как в столице, здорово мешают трамваи, которых тут ООчень много, воздух загазован сильнее, чем в Москве, я полагаю, из-за худшей системы очистки выхлопа у местных машин. Изумительно красивый вид с моста при переезде через  Волгу. Но вот город позади, мы выезжаем на Ленинградку. Первые несколько километров дороги оставили приятное впечатление. А дальше начался кошмар (напомню, речь идет о дороге пятилетней давности). Полоса ремонта тянулась бесконечно, дорога была покрыта мелким черным гравием, который разлетался под нашими колесами, то и дело больно врезаясь в ноги. Когда, наконец, мы выехали на еще не тронутую ремонтом часть шоссе, оно не показалось сильно лучше, ехать было тяжело из-за постоянных выбоин и выпуклых заплаток, трясло немилосердно. Неприятно было также то, что шоссе оказалось весьма загруженным, особенно досаждали многочисленные фуры, которые, проносясь мимо нас, норовили либо сдуть нас с дороги, либо, наоборот, затянуть под колеса. А уж как мы им мешали, я думаю! Хотя, надо отдать им должное, они старались объезжать нас как можно дальше.  Тем не менее, первую часть пути – от Твери до Торжка, - мы проехали довольно весело и относительно быстро, а общее расстояние от  тверского вокзала до моста в Торжке, возле которого мы нашли  приличное и дешевое кафе, составило около 70-ти километров.





Сразу скажу, что в следующем году мы попытались поехать другим путем (об этом позднее). А потом снова вернулись к первоначальному маршруту. Последний проезд был в этом году – в июле. За эти пять лет Ленинградское шоссе на отрезке от Твери до Торжка сильно улучшилось. Практически везде оно расширено, положен хороший асфальт. Вплоть до поворота на Медное дорога просто безукоризненна. При таком раскладе даже фуры (которых, конечно, не стало меньше) не так «достают». После поворота на Медное начинается отрезок худшей дороги, но уже три года подряд мы объезжаем его.  Мы сворачиваем в сторону села Медное, за ним идет деревня Ямок, а потом снова выезжаем на Ленинградку. Выгоды такого объезда очевидны: во-первых, здесь тихо, практически нет машин, очень живописно, чистый воздух. Красивый вид с моста через речку Тверцу. Дорога – в хорошем состоянии. Само село Медное очень большое, мы ни разу здесь не останавливались, но если верить рекламе, поблизости есть несколько достопримечательностей -  музей С.Я. Лемешева (22 км), Медновский мемориал (посвящен жертвам сталинских репрессий, здесь были расстреляны и похоронены польские военнопленные и советские репрессированные), центр «Компьютерия». Еще в этом году мы увидели именно в Медном новшество – красивую, словно игрушечную телефонную будку, блестящую, сине-красную. Такие теперь стоят во всех деревнях Тверской области! Интересно, кто-нибудь пользуется ими? Да, порадовало то, что большой храм в центре села наконец-то ожил (раньше был закрыт и запущен).   

Во-вторых, сворачивая к Медному, мы выигрываем несколько километров, ибо дорога по шоссе – длиннее. Вскоре после выезда на Ленинградку начинается полоса хорошей дороги, совсем новой. Ремонт идет этим летом и полным ходом. Остается надеяться, что последние км 7 до Торжка, совершенно ужасные, они  доделают  в этом же году, чтобы в следующем году можно было спокойно ехать. Дальше Ленинградское шоссе нас не интересует, хотя я от души желаю всем, кто по нему регулярно ездит, чтобы его как можно скорее отремонтировали на всем его протяжении.

Помимо села Медное, на этой дороге есть еще несколько симпатичных деревень, например, Поддубки. Здесь находится мастерская по изготовлению деревянных скульптур, два неплохих кафе (в «Чайной» мы останавливались в последний раз, там хорошо готовят, цены – московские).  Еще одно забавное место – бензоколонка в 15-ти примерно км от Торжка, возле которой сделан пруд с рыбками, «фонтан слез», стоит деревянный мишка (наверно, сделанный в Поддубках или в Думанове). Там хорошо отдыхать, и тоже есть кафешка.

Торжок еще в первый раз поразил нас своей провинциальной прелестью. Если Тверь похожа на Питер, то Торжок, конечно, совсем другого толка город. Те, кто бывал в волжских городах, увидят тут  сходство. Типично русский городок, церквей в нем, конечно, не «сорок сороков», но много (к сожалению, большая часть из них закрыта до сих пор). Двухэтажная застройка преобладает, много таких домов:  первый этаж каменный, а второй – деревянный. Торговая площадь. Вылизанная, нарядная набережная реки Тверцы. Город, как известно, с большим прошлым, кто только в нем не останавливался по дороге из Питера в Москву. Пушкин, конечно же, увековечен в камне. По-хорошему, в этом городе надо останавливаться хотя бы на денек. Гостиницы есть, реклама гостиницы «Околица» висит повсюду, но есть и другие. Приятно удивляют цены, в кафе можно съесть хороший (большой и вкусный!) обед  на двоих за 150 рублей. Это уже не Москва!






Возвращаюсь к нашей первой поездке. Итак, отдохнув в Торжке полчаса, мы отправляемся дальше – на Кувшиново. И вот тут начинается история совсем другая. У нас еще не было опыта подобных путешествий. Проехав практически без остановок 70 километров, мы отправились дальше после получаса отдыха. Для меня это оказалось – мало, что я очень быстро поняла. Погода – прекрасная, но жара – около тридцати градусов, время – самое знойное – 14 часов. Но самое главное – дорога. В принципе, она не плохая, хотя и трясучая (на машине это не очень чувствуется, а на велосипеде – ого!  Именно после этой поездки я приобрела специальные велосипедные  штаны с памперсом  и гелевое седло). Кругом леса, луга, поля, красота и благоухание, машин, по сравнению с Ленинградкой, просто нет. Но рельеф! Здесь хорошо тренироваться тем, кто собирается в велопоход куда-нибудь в Крым, по горам. Подъемы и спуски идут один за другим. Поднимаешься на очередную горку (а подъем длинный!) и с нее уже видишь следующую. И так – 52 километра. Я «сдохла» очень быстро. Под конец пути мы ехали уже со скоростью км 12 в час, муж то ругался, то старался меня подбодрить, мы останавливались отдыхать – но уже ничего не помогало. Самое интересное – когда наступила долгожданная отметка 52 км и указатель «Кувшиново», НИЧЕГО НЕ ПРИЗОШЛО! Все та же пустынная дорога, помойка по правую руку и никаких признаков города. И так еще несколько километров. Сейчас я уже привыкла к этому, а тогда меня это просто повергло в шок. Но, наконец, мы доехали до автовокзальчика (по-другому не скажешь). И тут я сказала, что дальше ехать не могу. Собственно, это было очевидно. Так разрушились наши планы относительно 150 километров от Твери до Селижарова (на деле их получилось бы больше). На наше счастье, вскоре подъехал Селижаровский автобус, который захватил нас с нашими железными конями (правда, велики пришлось затащить в салон!). 2,5 часа пути, автобус шел через Осташков, я впервые вижу Селигер, он прекрасен, и – мы в Селижарове. Как найти нашу деревню, мы не знаем. Вообще. Большая удача, что в этот час на привокзальной площади нашлись какие-то мужики, которые совместными усилиями, посовещавшись и поспорив, указали нам дорогу. Мы выезжаем из города в указанном направлении, по дороге спрашиваем какую-то тетеньку с коровой, далеко ли до нашей деревни, она смотрит сочувственно и говорит: «Далеко, милок!». Далеко, это сколько? После ста с лишним  проеханных на велосипеде километров наше понятие «далеко» может быть иным… По подсказке тети мы сворачиваем на грунтовую дорогу, едем по красивейшим местам. Уже вечереет, мы видим изумительный закат, стрекочут цикады, пахнут цветы. Дорога вьется, то поднимаясь, то опускаясь, и сколько нам ехать, мы не знаем. Наконец, на пригорке показывается деревенька. Но – не наша. Теперь я понимаю, как нам повезло тогда, что в этих пустынных местах, где и днем-то редко кого встретишь, мы натыкаемся на группу молодых парней. Бог послал, уж это точно. Они очень доброжелательно объясняют нам, сколько и куда нам ехать.  И вот, наконец,  мы въезжаем в нашу деревню – крошечную, больше похожую на хутор, всего несколько домов на берегу речки Тихвины,  а кругом – лес. Тихий, уже уснувший, стоит в полутьме дом дяди. Нас уже сегодня не ждут.

Здесь начинается другая часть нашего путешествия – статичная, спокойная, блаженный отдых в деревне. Для приезжих тут – рай: тишина, душистый воздух, пение птиц. Шорох веток по крыше, осторожный стук дятла. Утренние росы и вечерние туманы. Обычные деревенские радости – свежее молоко и, конечно, самогон; зелень с грядки и шашлык, походы в лес, непременная баня. А как здорово просто сидеть на берегу речки, слушать журчание воды, шелест травы. Если бы еще не было комаров и мошки по вечерам! Вот только не знаю, смогла бы я жить в этом раю долго, тем более – всегда. А так, приехать на недельку – очень даже здорово.















Места здесь дивные, водоохранная зона Волги. Леса… были бы еще прекраснее, если бы не подвергались пиратской вырубке. Ну, да оставим это на совести губернатора Зеленина. Речка Тихвина – узкая, быстрая, холодная и чистая – впадает в тихую и неспешную Селижаровку. Собственно, Селижаровка – это сток озера  Селигер в Волгу. Самое красивое место в этих краях – Селижаровский плес. Это вроде бы еще озеро, но вода уже потихоньку течет. Вид на плес открывается сразу, как вы поворачиваете с осташковского шоссе в сторону Селижарова. Встречаются же реки уже в самом Селижарове. Чудно: Волга и Селижаровка здесь одинаковой ширины и наполненности. Очень скромная речка здесь Волга. Уже в Твери она совсем другая! Само Селижарово – очень милое место, мне даже больше нравится, чем Осташков. Такая же двухэтажная застройка, как и в других маленьких российских городах, поражает обилие торговых точек, несоизмеримое с размерами поселка. Но в пятницу-субботу-воскресенье сюда съезжаются машины со всех окрестных деревень, и везде очереди. В эти же дни бывает ярмарка, где можно купить все. А по будням городок засыпает, тихо стоит в пыли. 


Тихвина.

Селижаровка.

Тогда, пять лет назад, мы решили проехаться обратно «по сокращенной программе» - от Торжка до Твери. А вот до Торжка добирались весьма экзотическим способом. Дело в том, что здесь ходит внутренний поезд от Осташкова до Торжка, который делает остановку в Селижарове. Да где он только ее не делает! Этот транспорт идет в Торжок 6 часов! К маленькому тепловозу прицеплен один (!) плацкартный вагон. Вся эта конструкция идет по одноколейке среди девственных лесов, станции (наверно, правильнее их называть полустанками) – это просто деревянные настилы возле путей, на которые выходят люди прямо из леса. Ветки деревьев задевают за крышу вагона, едем со скоростью велосипеда. В Кувшинове поезд стоит 40 минут. Но вагон к Торжку набивается битком, так что на нас с нашими велосипедами смотрят косо, один дядя даже предлагает «разобраться», но как-то все утрясается. Еще раз на подобном поезде нам довелось проехаться через год, от Шаховской до Ржева. Только вагона там было два, и сидячие.

Итак, через год мы решили поехать другим путем – через Ржев. Для автомобиля это идеальный вариант, все так и ездят, а вот с велосипедами надо было попробовать. Не совсем удобно то, что до Ржева надо добираться двумя транспортами. Электричка идет до Шаховской, а дальше – тот самый маленький поезд  до Ржева. От Ржева до Селижарова – 98 км (по указателю), прибавим проезд по городу в начале и в конце пути , 12 км по грунту до деревни – в общей сложности 120 километров.  Что ж, дорога оказалась неплохой. Покрытие хорошее, машин довольно мало, рельеф – щадящий: сначала несколько подъемов-спусков, потом – довольно долго ровная дорога, затем –ближе к Селижарову – снова несколько подъемов, а дальше, уже возле города – опять ровно. Только дорога становится хуже аккуратно на границе Селижаровского района. Все было бы здорово, если бы не настигшая нас на полпути гроза. Сначала было просто страшно, когда дул сильный ветер, и гром гремел прямо над головой, а дождь полил такой, что промокло сразу все. В лесу не спрятаться – туда просто не войти, бурелом. Автобусные остановки на этой дороге встречаются очень редко. Когда мы, наконец, добрались до ближайшей остановки, у нас появилась возможность получше упаковать вещи. Кое-что все-таки намокло, но в целом то, что было в рюкзаках – уцелело. Зато на нас сухой нитки не было. Правда, с какого-то момента это перестает волновать. Слава Богу, было тепло. Просвета не было, пришлось ехать под дождем. В общей сложности мы проехали так 50 километров. Особенно тяжелыми были последние километры по грунтовке, потому что песок под воздействием воды стал зыбучим. Вдруг мне показалось, что дальше ехать не смогу. Но, на счастье, дождь, наконец, прекратился, и через пять минут дорога стала уже проходимой. С глиной так просто не обошлось бы! Эта гроза напрочь отбила у нас желание ездить по  Ржевской дороге. К тому же она довольно скучная – никаких населенных пунктов на самой дороге (все они немного в стороне), негде остановиться передохнуть или перекусить, а если устанешь или что-то случится – уехать практически не на чем.

В последующие годы мы вернулись к Тверскому варианту. И этим летом у нас получилось так: от Твери до Торжка на велосипедах, потом на автобусе – до Осташкова, оттуда на велосипедах – до конца. В общей сложности 131 км, с хорошим перерывом в середине. Дорога от Осташкова до Селижарова очень хорошая. Жаль только, что на Селигере была плохая погода. 

Мы иногда мечтаем о том, чтобы проехаться не спеша, со вкусом: доехать до Торжка, непременно остановившись в Медном, погулять в Торжке, переночевать в гостинице, наутро – отправиться в Кувшиново, и там тоже погулять, оттуда можно потом поехать на автобусе в Осташков. Искупаться, наконец, в Селигере, покататься на теплоходе,  посетить Нилову пустынь, переночевать в Осташкове (гостиницы там, конечно, есть) и затем уехать в Селижарово. По дороге еще можно заехать на озеро  Волго, там, говорят, тоже красиво. Кто знает, может, в конце концов, у нас получится такая поездка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: Дорожное, деревня, природа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments