coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Московская Окружная железная дорога

Я начинаю серию постов, посвященную сохранившимся архитектурным объектам МОЖД. Дело в том, что это единственная железная дорога в России, все здания которой построены в едином стиле (модерн) и спроектированы одним архитектором - А.Н. Померанцевым. Дорога построена в 1908 году. До конца 50-х годов прошлого века дорога еще перевозила пассажиров. Ныне она осуществляет грузовые перевозки. Многие из живописных и оригинальных зданий дороги сохранились и доныне, к сожалению - не все в хорошем виде. Все пассажирские здания МОЖД располагались внутри кольца, а все служебные - на внешней стороне. Как известно, сейчас обсуждаются проекты реконструкции кольцевой железной дороги, причем, планируется соединить ее с линиями метро. При этом одни из проектов подразумевают полную реконструкцию и модернизацию дороги, а другие призывают сохранить наиболее ценные памятники архитектуры, включив их в обновленный ансамбль.
А началось все, как часто бывает, со случайности. Объезжая пробку на машине, мы с мужем как-то поехали по проезду Черепановых, и я в окно увидела интересные и необычные для города домики - двухэтажные, затейливые. Придя домой, залезла в Инет, и тут впервые узнала про здания Окружной железной дороги. А также узнала, что в проезде Черепановых (бывшее Станционное шоссе) находится главная станция МОЖД - Лихоборы. Так как это все находится довольно близко от нашего дома, мы сели на велосипеды и отправились туда.

Первое здание, которое мы увидели на углу проезда Черепановых, был так называемый "Дом с совой". Это едва ли не самое знаменитое здание дороги, в его проекте, предположительно, участвовал Ф. Шехтель. Сейчас он пустует. А когда-то это был дом начальника пути. Вот как он выглядел:




А сейчас - так:











Неподалеку располагается здание вокзала. Сейчас он покрашен в голубой цвет, а первоначально все здания дороги были красно-белыми.


Старый вид.


Современный вид.

И это тоже.

А вот дом управляющего дорогой:



Ныне выглядит так:





Другие здания на улицах я идентифицировать не смогла, хотя очевидно, что они относятся к тому же ансамблю. Здесь были жилые дома, в которых жили станционные служащие. Это были, между прочим, типовые проекты, например, вот это - тип № 6:


Это - тип № 2:



А это - тип № 3:



На станции Лихоборы в 2008 году был построен памятник, посвященный столетию МОЖД.











На медальонах позади - изображения и названия всех станций МОЖД.






... всего 14 станций.

На другой (внешней) стороне дороги расположены технические службы. Здесь были мастерские, баня, водокачка, казармы, приемный покой, продовольственные склады. Из всего этого что-то утрачено, что-то недоступно для осмотра (находится за забором). Относительно хорошо просматривается только водокачка, которую тоже перекрасили в голубенький цвет:


Прекрасный образец неоготики!
Tags: Город, Москва, архитектура, интересное, история, культпоход, можд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments