Круиз «Санкт-Петербург – Петрозаводск – Санкт-Петербург».
Компания «ВодоходЪ» теплоход «Валериан Куйбышев»,
5-10 августа 2008.
Какой же это у нас по счету круиз? Дай Бог памяти… Шестой, страшно сказать. Это в постсоветское время, потому что были еще круизы в моем детстве, на ведомственном теплоходе «Багратион»… Ну, это другое. А нынче мы бывалые путешественники, чего только ни повидавшие, есть что вспомнить. Хочется как-то уже сортировать впечатления, сравнивать.
Вот, например, теплоход. Мы ходили на двухпалубном – «Славянов»; на трехпалубных – 588 проект – неоднократно; теперь решили попробовать на четырехпалубном. Честно говоря, именно поэтому я выбрала «Куйбышев», а также еще и потому, что именно на теплоходах проекта 92-016 есть трехместные каюты на главной палубе (а не на нижней!). Это важно, если вам хочется иметь большое обзорное окно, а не иллюминатор. А что касается главной палубы, то я ее люблю даже больше всех остальных, ведь на ней редко гуляют, никто не курит и не играет в карты под окном, и дискотека далеко. На «Куйбышеве» гулять по главной палубе вообще запрещено, там висят заградительные цепочки, так что под нашими окнами ходили только члены экипажа. Директор круиза сказал, что здесь гулять нельзя, потому что это мешает их работе. Но когда в первую же ночь мы попали в шторм, я подумала, что, может быть, есть и вторая причина. Примерно в час ночи нас начало довольно сильно качать, что было даже приятно, но некоторые вещи делать стало неудобно (я как раз пыталась принять душ, это сложно, когда вас кидает от одной стенки к другой). Вся наша каюта стала скрипеть, и можно было вообразить, что мы плывем по морю на каком-нибудь старинном паруснике… А затем к нам на палубу начали заплескивать волны. Не все, условно – каждый девятый вал, как положено, с силой ударял в борт, и затем мы слышали, как с шипением вода скатывается со стенки под нашим окном. Впечатляет! И я стала думать, что на главную палубу не пускают еще и потому, что пассажиров просто может ненароком смыть с нее… Правда, такой шторм был у нас только один раз, на Ладоге. Но теплоходу, похоже, это было нипочем, мы уверенно и спокойно дошли до Валаама и в срок причалили в Никоновской бухте. Да, четырехпалубник заметно больше, чем 588 проект, длиннее, выше. Это я особенно чувствовала, когда мне нужно было найти кого-нибудь из своих, чтобы, например, взять ключ от каюты. Накручиваешь десятки метров по палубам, а их все не видно. Можно, конечно, просто попросить объявить по радио, чтобы спустились к ресепшену. И в то же время, «Валериан Куйбышев», хоть и самый большой, но все же речной теплоход, его не сравнить с морскими «плавучими городами», и на нем вы можете почувствовать, что вы плывете, ощутить близость воды.

Наш теплоход у о. Кижи

Он же анфас.

Это океанский лайнер, снятый мной в Питере на Английской набережной.
Наш теплоход у о. Кижи
Он же анфас.
Это океанский лайнер, снятый мной в Питере на Английской набережной.
Все, что касается устройства внутри теплохода, комфорта и уюта в каютах, конечно, заслуга компании «ВодоходЪ», которой я не без удовольствия делаю реверанс. Мне понравилось, есть с чем сравнить! Приятно, когда в каюте чисто, полотенца меняют каждые два дня, все работает, в жару - кондиционер, в холод – печка, еще и картинка красивая на стене висит – ну, просто сказка! Приятно, когда тебя обслуживают вежливые, доброжелательные и предупредительные люди. Все, кто плавал на «Куйбышеве», обычно хвалят директора круиза – Юрия Михайловича. Это, и правда, своеобразный, красивый и обаятельный человек, очень профессиональный. Его манера общаться с пассажирами меня просто восхищала. Такая вот мелочь: всякое объявление он делал, по крайней мере, три раза, а то и больше – медленно, четко, обстоятельно, чтобы, как говорится, до всех дошло. Как это правильно! Люди на отдыхе не всегда бывают внимательны… Когда-то, как он сам рассказывает, он работал на радио, в маленьком северном городке. Его вкус, во всяком случае, совпадает с моим, следовательно, мне он кажется хорошим. И потому меня радовало, что по радио все время звучала неплохая музыка. Звучала она, надо сказать, только по внутренней трансляции, хочешь - слушай, хочешь – отключи, по внешней же передавали только важную для всех информацию. Меня это очень устраивало, потому что приятнее, как мне кажется, плыть в тишине и слышать только плеск волн и крики чаек (ну, и мотор, конечно, работает, но это не очень мешает, это шум не информативный). Музыка по внешней трансляции звучала только в местах наших стоянок, когда теплоход отчаливал, на прощание. И каждый раз это было что-то новое, подходящее к случаю. Вот только боюсь все не вспомнить… Ну, в начале это, конечно, было «Прощание славянки», куда ж без нее. С Валаама отплывали под музыку Чайковского (рассказ об этой музыке можно найти здесь: http://story.travel.mail.ru/?mod=story&s tory_id=200064
). С острова Кижи – под колокольный звон, который Юрий Михайлович лично записал на звоннице часовни Архангела Михаила (о. Кижи). Вот не помню, где звучал 1-й концерт Чайковского для ф-но с оркестром – то ли в Лодейном поле, то ли в Петрозаводске. А когда мы отчаливали от деревни Мандроги, была какая-то очень грустная музыка, мне не знакомая, она была уместна, потому что Мандроги – последняя остановка на нашем пути, конец путешествию. Ну, а при возвращении в Питер зазвучал «Гимн великому городу» Глиэра, который я очень люблю и который (раньше, по крайней мере, так было) звучит в момент включения Петергофских фонтанов.
Есть еще мелочи из этой же серии, радовавшие нас каждый день – по утрам мы просыпались под пение птиц. Так ненавязчиво, поэтично и нежно нас будили. А по вечерам, в 22 часа, были неизменные радиопередачи - творческое наследие Юрия Михайловича, то, что он сделал в свое время на радиостанции «Юность», - качественные, интересные программы.
Программа анимации на этом теплоходе – вещь более стандартная. Во всяком случае, она была насыщенной и удовлетворяла любым вкусам и возрастам. Вот расписание на один только день:

Кстати, приятно было, что в первый же день путешествия под дверь каждой каюты оказалась подсунута такая вот «расписуха» на все время круиза. Лучше иметь это под рукой, чем все время бегать к доске объявлений, тем более, что теплоход, как я уже говорила, большой. А вот монитор, на котором мы могли точно увидеть местоположение и движение корабля в любую минуту, был один, но нам ужасно нравилось все время ходить смотреть на него. Такого точно я не видела ни на одном из теплоходов, только на самолетах. На карте было видно, где мы находимся, в каком направлении движемся, а в углу экрана еще было окошечко с видом из капитанской рубки. Красота!
Кстати, приятно было, что в первый же день путешествия под дверь каждой каюты оказалась подсунута такая вот «расписуха» на все время круиза. Лучше иметь это под рукой, чем все время бегать к доске объявлений, тем более, что теплоход, как я уже говорила, большой. А вот монитор, на котором мы могли точно увидеть местоположение и движение корабля в любую минуту, был один, но нам ужасно нравилось все время ходить смотреть на него. Такого точно я не видела ни на одном из теплоходов, только на самолетах. На карте было видно, где мы находимся, в каком направлении движемся, а в углу экрана еще было окошечко с видом из капитанской рубки. Красота!
Ресторан. С моей точки зрения, на всех теплоходах кормят отлично (в сети на этот счет есть разные мнения, ну, так и вкусы, и аппетиты у всех разные!). Но что меня восхитило именно на «Куйбышеве» - это эстетика. Каждое блюдо было оформлено необычайно красиво. Жаль, что чаще всего мы не брали с собой в ресторан фотик, только одно сняли, вот такой десерт:

Потом, само оформление столов: каждый день разные скатерти и комплекты салфеток, салфетки все время сложены по-разному. Но самое удивительное то, что официантки почти каждый раз были одеты по-новому. Сколько же у них костюмов? Мне запомнились черные бархатные жилеты, рубашки с эполетами, и особенно – матросские костюмы, в которых девушки были на последнем, праздничном, ужине. Ну, это такие, чисто женские впечатления…
Другая важная вещь в круизе – это погода. Она всегда бывает разной. Тот, кто плавает регулярно, знает: одежду надо брать с собой на все случаи жизни – от купальника до теплой куртки с капюшоном. Тем более на севере. Два года назад, когда мы путешествовали по этим местам, нам повезло: почти все время было не то что тепло – было жарко. А в жару на воде чудесно, обдувает теплым ветерком, солнышко греет, можно загорать, если хочешь, или просто стоять на носу теплохода, любуясь открывающимися впереди видами. В этом году, увы, было прохладно. Выше 17 градусов температура не поднималась (кстати, еще один нюанс: на теплоходе регулярно давали прогноз погоды на следующий день и в том месте, куда мы собирались прибыть, это очень помогало жить). На носу в такую погоду вообще невозможно стоять дольше 5-10 минут, да и вообще на палубе слишком долго не просидишь, особенно вечером, особенно на озерах – Ладоге, Онеге. Но истинных любителей круизов разве этим смутишь? Тем более, что кругом такая красота! Между прочим, выяснилось, что именно в плохую погоду особенно разнообразно и красиво небо.

Входим в циклон.

Крокодил съел солнце...

Небесные крылья.

Небо над Ладогой.
А как прекрасна оказалась река Свирь под дождем! Вся в серебристой дымке…

Входим в циклон.
Крокодил съел солнце...
Небесные крылья.
Небо над Ладогой.
А как прекрасна оказалась река Свирь под дождем! Вся в серебристой дымке…
А на водопаде Кивач мы вообще забыли про дождик, хотя он лил, не переставая. А мы лазили по камням, мокрые, счастливые, пытаясь запечатлеть это чудо, отыскивая все новые ракурсы.



Ну, про шторм я уже писала, может быть, с точки зрения нашего капитана он и не был слишком большим, но нам сердце щекотало, есть что вспомнить. И, пожалуй, единственное из погоды, что мне еще ни разу не приходилось испытать на воде – это гроза. Как-то Бог миловал пока. Возможно, все еще впереди.
Маршрут нашего путешествия был замечательный. Валаам – Лодейное поле – Кижи – Петрозаводск – Мандроги . Из всего этого мне знаком был только Валаам, на него я мечтала вернуться, а остальное - неизведанное, новое, интересное. Но, прежде всего, была Нева в предзакатном свете, небедные поселения по берегам ее;

Мост через Неву.

Нас догоняет "Чичерин".
мы ждали выхода в Ладогу и крепость Орешек, но вдруг по правому борту увидели нечто, издалека похожее на средневековый замок, оно было прекрасно и романтично в золотых лучах заходящего солнца. Когда подошли ближе, увидели, что это производственный гигант, по виду – мертвый. Юрий Михайлович, у которого мы не преминули спросить, что это, объяснил нам, что это Кировская ГРЭС, она действительно уже не работает, и город Кировск, выросший вокруг нее, тоже почти вымер…


Мост через Неву.
Нас догоняет "Чичерин".
мы ждали выхода в Ладогу и крепость Орешек, но вдруг по правому борту увидели нечто, издалека похожее на средневековый замок, оно было прекрасно и романтично в золотых лучах заходящего солнца. Когда подошли ближе, увидели, что это производственный гигант, по виду – мертвый. Юрий Михайлович, у которого мы не преминули спросить, что это, объяснил нам, что это Кировская ГРЭС, она действительно уже не работает, и город Кировск, выросший вокруг нее, тоже почти вымер…
Но вот, наконец, и Орешек. Он предстал перед нами во всей красе на фоне пурпурных облаков.


Ключ от Балтики.
Ключ от Балтики.
После выхода в озеро стало быстро темнеть. В сумерках мы увидели какой-то странный темный и маленький объект, он двигался в воде параллельно нашему курсу, даже несколько быстрее. Темный, мелкий, на лодку не похож, вскоре мы потеряли его из виду. Решили, что это ладожская нерпа, они иногда плывут наперегонки с кораблями (да наша-то скорость не такая уж большая!). Правда, в этой части озера они, говорят, редко встречаются, но из-за холодной погоды могли приплыть на мелководье.
Продолжение следует.
Продолжение следует.
Comments
http://forum.flot.su/index.php
Ждем-с продолжения :)