coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Московская Окружная Железная Дорога. Станция Пресня. Часть вторая.

Итак, военно-продовольственный пункт. Сразу скажу: мне не удалось проникнуть туда. Это всегда был режимный объект (благодаря чему так хорошо и сохранился, наверное), и сейчас там располагается учебное заведение РЖД. Все обнесено хорошим забором. Признаться, если бы я не знала, что ищу, вообще бы не догадалась, что оно там. Конечно, я все-таки прошла на проходную, и попыталась договориться. Вежливый, но неприступный охранник объяснил, что мне, как частному лицу, делать здесь нечего, и вряд ли что-то обломится. Телефон начальства дать отказался. Все что я смогла, это бросить взгляд из двери проходной и убедиться: да, прекрасно сохранившиеся здания... Но небольшой улов у меня все-таки есть. Каким-то чудом за пределами территории оказался дом коменданта продовольственного пункта. Там сейчас живут какие-то лица кавказской национальности, очень встревожившиеся при моем появлении. На одной из фотографий можно увидеть фигуру мужчины с обнаженным торсом, который все время за мной приглядывал.









Чертежи МОЖД, том 1, схема 165.jpg

По другую сторону закрытой территории я также нашла здание, явно относящееся к продовольственному пункту, но сильно перестроенное.


Ну, вот. Однако, конечно, не все же такие неудачники, как я. В сети есть фотографии этого ансамбля, и я предлагаю вам с благодарностью пост человека, который смог договориться и проникнуть в заповедную зону. Читайте и любуйтесь:

Оригинал взят у steal86 в Станция Пресня. Продовольственный Пункт.
станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд

Постройки Московской Окружной железной дороги можно разделить на 2 основные группы: гражданские и военные. Чтобы не возникало путаницы, на этапе проектирования было задано логичное и чёткое пространственное деление: все здания, постройки, и объекты, относящиеся к железнодорожному ведомству, располагаются на внутренней стороне кольца, т.е. в новых границах Москвы, а всё, что находится на внешней стороне полотна - приписано к военному ведомству. У этого правила, впрочем, есть исключения: обширная территория и многочисленные постройки депо станции Лихоборы располагаются с внешней стороны кольца, как и отдельные жилые дома для служащих станций, а также некоторые постройки отдельных станций.
Военные сооружения представляет собой т.н. Военные Продовольственные пункты, коих было четыре; Лихоборский, Пресненский (самый крупный), Серебряноборский и Угрешский.
На территории Пресненского Продовольственного Пункта могли могли единовременно и со всеми необходимыми удобствами размещаться 2400 человек личного состава, а специально выделенные площадки расширения увеличивали это количество вдвое, до 4800 человек, на ВПП ст. Лихоборы - 1200 с расширением до 3600 человек, на ВПП ст. Угрешская и Серебряный бор - по 1200 с расширением до 2400 человек.
Для них были выстроены большие столовые (4 постройки на 600 человек каждая), кухня, хлебопекарня (которая была единственной и, по всей видимости, могла обеспечивать хлебом не только Пресню) и уборная на 52 очка. Также имелись кузница для ремонта вооружения и амуниции, склады и ледник для хранения припасов, для подвоза войск и припасов имелись подъездные пути. Продовольствие хранилось на складах и в леднике, водоснабжение производилось посредством колодцев и водоподъёмных башен (на Лихоборах и Угрешской).


станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд

План-схема Пресненского Продовольственного пункта.
Цифрами отмечены:
1. Дом коменданта и его помошника (в дореволюционной русской речи не было распространено слово заместитель. Такого служащего называли товарищем или, как в данном случае, помошником). Пока я его подробно не описываю, о нём планирую сделать отдельный пост.
2,3. Дома для офицеров комендатуры (оригинальное название - Казарма для команды).
4,5,6,7. Столовые на 600 человек каждая.
8. Хлебопекарня.
9. Погреб с ледником.
10. Кухня.
11. Солдатская уборная.
Теперь фотографии.

1. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид от места между столовой (№7 на схеме) и уборной. На фотографии здания хлебопекарни и кухни, а также ледник на центральной площадке.

2. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на столовую (№7 на схеме) и площадку её расширения. Предположительно, расширение происходило посредством установки на площадке временных навесов или палаток. В левой части кадра - солдатская уборная (№11).

3. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид с площадки расширения столовой (№7) на её же угол, боковой фасад столовой (№4) и один из домов для офицеров (№3).

4. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на задний фасад столовой (№7).

5. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на столовую (№5).

6. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на один из порталов столовой (№5).

7. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на боковой фасад столовой (№4) и дом для офицеров (№3), на котором и была та самая надпись "Живи по Уставу - завоюешь честь и славу".

8. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на столовую (№7) от угла столовой (№5).

9. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на центральную площадь комплекса. В середине - ледник (№9), слева - столовая (№10), на заднем плане столовая (№7).

10. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на столовую (№5). Слева - более поздние складские постройки.

11. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на солдатскую уборную (№11) от площадки расширения столовой.

12. станция Пресня, Пресня-товарная, 1-й Силикатный проезд
Вид на столовую (№4) от столовой (№6).

Продовольственный пункт станции Пресня оказался, по воле судьбы, наименее пострадавшим в сражении со временем, неумелым руководством и наплевательским отношением. Практически все его постройки сохранились в близком к первозданному виде. Очевидно, свою роль сыграло то, что Пресненскому Продпункту на протяжении многих лет везло с комендантами и руководство осуществляли люди, понимавшие архитектурную ценность комплекса, а также, понимавшие, что пытаться что-то кардинально поменять они не вправе.

Военное значение Продовольственных пунктов.
Система автономного размещения и отдыха перебрасываемых по железной дороге войск непосредственно на Окружной железной дороге давала 3 очень важных преимущества, по сравнению со старой системой казарменного размещения в городе:
1. Войска не входили в пределы города и не должны были совершать долгих и утомительных пеших переходов по нему, что сводило к минимуму всевозможные риски и экономило силы. К примеру, раньше войска, прибывавшие на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал, должны были проделать пеший переход от Каланчёвской (ныне Комсомольской) площади до, скажем, Хамовнических казарм, находящихся в противоположной части города. Там, не успев толком отдохнуть от многодневной (а в начале 20-го века поезда ходили гораздо медленнее, чем сейчас) дороги, солдаты и офицеры должны были, опять же пешком, через пол-города добираться к другому вокзалу, хорошо, если это был относительно близкий Брянский (ныне Киевский), чтобы продолжить свой путь. Теперь эта проблема во многом решалась.
2. (Как продолжение п.1). Существенно экономилось время. С упразднением пеших переходов по Москве, а также ожидания своей очереди на отправку, экономилось до 12 часов и более, что в условиях военных действий является стратегическим ресурсом.
3. Отдых войск происходил в непосредственной близости от железнодорожного узла, охватывающего все направления и, при необходимости, они могли быть оперативно переброшены в требуемый район. Размещение в Продовольственных пунктах способствовало повышению мобилизационной готовности войск.
Учитывая многочисленные военные конфликты и частые народные волнения в Российской Империи начала 20-го века, одного только 2-го аргумента было вполне достаточно, чтобы полностью оправдать необходимость постройки и содержания Продовольственных пунктов на МОЖД.

Историческое значение Пресненского Военного Продовольственного пункта.
Прямое назначение комплекса - перевалочный пункт, место питания и отдыха при переброске войск. Соответственно, как минимум, в 2 больших войнах этот Продовольственный пункт поучаствовал. В Первую Мировую и Великую Отечественную войны он выполнял своё предназначение и являлся важным элементом транспортной сети. Об использовании в Гражданскую войну информации я не нашёл. Помимо переброски войск, Пресненский ВПП выполнял ещё одну, очень почётную и важную функцию: здесь базировались части, принимавшие участие в Парадах Победы, которых до этого года было 19. Войска, участвовавшие в Парадах, размещались в казармах Пресненского ВПП, их доставка и снабжение осуществлялись так же, как и много лет назад, по железной дороге, только вместо ледника использовались рефрижераторные вагоны, которые стояли на ближних подъездных путях и загонялись на территорию ВПП по железнодорожной ветке, которую ликвидировали в начале 2000-х. Тренировки, построение и репетиция торжественного марша происходили недалеко, на площадке, над которой сейчас идёт эстакада Звенигородского шоссе.

20-й Парад, посвящённый 65-летию Победы в Великой отечественной войне, который мы все могли наблюдать позавчера, уже, к сожалению, не имеет отношения к Пресне. В 2009 году все постройки и территорию ВПП ст. Пресня вывели из собственности Вооружённых сил и передали, по различным данным, или МЖД, или Москомимуществу, основную часть военнослужащих вывели, кроме небольшого гарнизона охраны и обеспечения. Сейчас идёт поиск арендаторов на здания ВПП, его дальнейшая судьба под вопросом.

P.S. от Coshevka:Пост относится к 2010 году, сейчас уже ясно, какова судьба ВПП. Здания пока в сохранности.
Tags: Город, Москва, Перепост, архитектура, дорожное, история, культпоход, можд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments