coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Мой первый теплоход

Тема "всплыла" в моей любимой группе ВК "С борта теплохода" и подхвачена с большим энтузиазмом всеми любителями круизов. Я же решила рассказать более подробно о своём любимом теплоходе, которого, к сожалению, уже нет, и о нашем на нём путешествии - всё, что вспомнила. Этот пост - воспоминания о детстве и будет интересен, наверное, только тем, кто любит подобный жанр.

Итак, "Багратион", теплоход 588 проекта.



С "Багратиона" началась моя "теплоходная болезнь". Было это в 1969 году, как я выяснила, найдя фотографию нашей группы на Мамаевом кургане. Мне, стало быть, 10 лет, одиннадцатый. "Багратион" - трёхпалубный теплоход, 588 проекта, и мой ровесник (1958 года постройки). Те, кто плавал на этих теплоходах до реконструкции, наверное, помнят отделку внутри - дерево, золото, плюш, колонны, завитушки. Мне казалось всё это невероятной роскошью, ничего подобного в окружающей меня жизни не было. И это - одно из первых впечатлений от теплохода.




(Здесь я использовала фото разных теплоходов этого проекта, и свои, и найденные в Интернете).

Каюта у нас была, правда, совсем простая - четырёхместная на главной палубе. Мы с папой на втором этаже,мама с бабушкой - на первом. Из удобств - только умывальник.



Путёвки на теплоход стоили и тогда недёшево. Папа покупал их через своё ( военное) ведомство. Насколько я понимаю, весь круиз был закуплен Минобороны, потому что вместе с нами плыли сплошь семьи офицеров. В соседней - такой же, как у нас - каюте жила семья с двумя детьми - сёстрами, младшая из которых была моя ровесница. Вот с ними я сразу подружилась, и всё свободное время мы были вместе. Да и вообще детская компания была большая, и мы постоянно где-то во что-то играли, было весело, и родителям мы не мешали отдыхать. Мама с большим интересом изучала пассажиров теплохода, особенно её занимали обитатели люкса - там жила дочка маршала Жукова с какими- то дамами. Мама постоянно обращала моё внимание на эту компанию - как они одеты, как выглядят. Дочка была совсем молоденькая и симпатичная, а одна из дам - весьма пожилая, элегантная, любившая носить платья и сарафаны с открытой спиной, и мама говорила, что у неё "неувядающая спина". Я в свои десять с половиной вряд ли могла понять, как спина ( да и что-либо ещё) может увянуть, и всё это мало меня интересовало, а вот поди ж ты - запомнилось на всю жизнь!
А что ещё запонилось из этого путешествия? Ну, конечно, сам теплоход - он мне очень нравился! И роскошные интерьеры, и мягкие диваны в холлах, где мы любили играть в карты, и музыкальный салон с белым в золоте (!) роялем - признаком тоже неслыханной роскоши ( а мама сказала, что это пошлость, но что она понимает!). И ресторан, где очень вкусно и много кормили. И крутые трапы, по которым мы постоянно носились, и даже большая труба! И много лет потом запах солярки напоминал мне о теплоходе, и снова хотелось вернуться туда.






У нас был традиционный для тех времён рейс: Москва-Астрахань-Москва. Длился он тогда 20 дней, и помимо всех положенных городов, вкючал ещё некоторое количество зелёных стоянок. Первая из них запомнилась - Хвойный бор. Там мы разбрелись по лесу, собирая цветы для букетов - объявлен был конкурс букетов. На полянке возле пристани на деревянном столе были выставлены конкурсные работы - и каких только "веников" там не было! Большинство поражало своими размерами и многоцветием. Были и оригинальные, с корешками и шишками. А первое место завоевал букетик, сделанный моей подругой - несколько незабудок в простом стеклянном стакане с водой. И назывался он "Нежность".
Всеми конкурсами и другими анимационными мероприятиями заведовал один человек - лысоватый худенький дядечка, на мой тогдашний взгляд, старый( но, я думаю, лет 35-40 ему было), и, к сожалению, имени я его не помню. А зря! Мне кажется, он здорово делал своё дело, потому что на теплоходе было весело, и каждому было по- своему интересно. Мы, дети, например, участвовали в празднике Нептуна, изображая пиратов. Потрясающе весёлым был КВН, в котором участвовали все пассажиры. Когда мы отчаливали, всегда звучала традиционная музыка - либо "Прощание славянки", либо "Как провожают пароходы".( Вторая песня мне особенно нравилась, и тоже многие годы спустя неизменно будила в душе ностальгические чувства). А затем, как только смолкало радио, на палубе собирались любители пения, и под чутким руководством нашего аниматора начинались песни под баян. Ах, как мне нравился баянист! Я даже пыталась кокетничать с ним! Он был молодой, голубоглазый, спокойный парень, кажется, студент Ленинского института. Звали его, кажется, Виктор, но точно я не помню. А кроме этой пары, я не помню, чтобы на корабле кто-то ещё был - артисты там, или танцоры. И, кстати, дискотеки ( тогда это называлось просто "танцы") тоже не помню, хотя, скорее всего, всё это было. А вот зато помню, что было кино, и мы часто туда ходили.
Из туристической программы запомнилось немного - всё- таки возраст был невнимательный. Калязинская колокольня впечатлила, она тогда торчала прямо из воды. Углич, безусловно, и вся история с убийством царевича и опальным колоколом врезалась в память сразу и навсегда! Ипатьевский монастырь. Чкаловская лестница. Башня Сюимбекия и связанная с ней легенда. Здание саратовской консерватории. И, конечно, Мамаев курган. Это я оценила, и "Грёзы " Шумана прочувствовала. В Астрахани стояла такая жара, что я не выходила вовсе, хотя теплоход долго стоял в городе. Родители, как угорелые, носились по рынкам, закупая рыбу, арбузы и помидоры. В результате на обратном пути вся каюта у нас была заставлена ящиками с зелёными (чтобы не испортились, к Москве созреют!) помидорами, а по углам висели и пахли вяленые рыбьи туши. О, совок! На одной из зелёных стоянок, кажется, в Винновке, устроили рыбалку, и наш сосед по столу поймал огромную рыбину. Её зажарили на камбузе, и подали нам на обед. До сих пор помню ощущение чего-то необыкновенно свежего и вкусного. Мне кажется, что на обратной половине дороги я уже подустала от впечатлений и предпочитала оставаться на теплоходе. Вот где мне по-настоящему нравилось! Вода, солнце, ветер, чайки, свобода. Шлюзы меня потрясли, и вызывали неизменный восторг и интерес, и каждая швартовка была замечательным зрелищем! Вот это больше всего и запомнилось.




Я благодарна "Багратиону" за то, что он подарил мне любовь к реке и теплоходам. До 1998 года судно было "в строю". Потом его, к сожалению, списали и распилили.


Tags: вода, история, круизы, ностальгия, память, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments