Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
("Попутная песня" М.Глинки на слова Н.Кукольника)
Да, во времена Глинки нынешние паровозы назывались по-разному, в том числе их величали и "пароходами". Сегодня мне довелось, наконец, исполнить давнишнюю мечту - прокатиться на настоящем паровозе. И это всё - "дым столбом", "ожиданье, нетерпенье", "веселится наш народ" - это всё было! А гудит он как! Но вот это уж я не смогу вам показать, но это - праздник!

А когда едешь на паровозе, то видишь в окно дым от трубы:

И двигаешься немного рывками. Нам объяснили, отчего это, но я не очень поняла...
Вообще это была целая историко-культурно-развлекательная программа. "Паровозная прогулка" называется. В неё входит не только поездка на паровозе, но и две экскурсии - по музею железнодорожного транспорта и по паровозному депо 1901 года постройки.
Мы купили эту экскурсию на сайте Ретропоезд.ру. И в минувшую пятницу получили приглашение с программой мероприятия. Сначала вся группа встретилась на Рижском вокзале - именно там находится музей железнодорожной техники под открытым небом. Вернее, часть этого музея, потому что вторая часть есть ещё на Павелецком вокзале. Посмотреть нам, правда, удалось меньше половины всего, что там представлено. Во-первых, немаленький музей. А во-вторых, наша программа была ограничена по времени. У нас был замечательный экскурсовод - Алексей.

Он, по-моему, знает всё о железных дорогах.
И готов был щедро поделиться с нами своими знаниями. Беда только в том, что его почти никто не слушал. Вся группа состояла из родителей с детьми, в основном дошкольного или младшего школьного возраста. Дети были озабочены только одним - как бы куда залезть. А залезть было куда - настоящие большие красивые паровозы, разнообразные вагоны, старые электрички... Колёса, лесенки, железяки, рычаги... Ну, как тут не полазить и не потрогать это всё!
Вот знаменитая "Овечка" - дореволюционный паровозик, небольшой, всего 730 лошадей.




Вот грузовой паровоз, построенный на Сормовском заводе.

Мощнейший ФД - Феликс Дзержинский, 3000 лошадиных сил:


П36 - крупнейший пассажирский паровоз, возивший "Красную стрелу" и "Россию":



А это небольшой маневровый паровозик:

В его кабинку даже можно залезть и представить себя настоящим машинистом:



Старые тепловозы:


А на такой электричке и я когда-то ездила:

Пока дети лазили, родители старались их сфоткать во всевозможных ракурсах, так что Алексея слушала только небольшая горстка людей. ПризнАюсь, я не была в их числе, так как тоже лазила всюду с фотокамерой.Периодически я всё-таки возвращалась к нему, ибо стыдно - человек старался. Если бы он немного унял своё красноречие и учёл особенности своей аудитории, мы, может быть, успели бы посмотреть побольше. А так - мы с Лёхой поставили себе галочку: надо ещё раз сюда приехать и уже без экскурсии, не спеша всё посмотреть. Тем более, что билет в музей не очень дорогой - 150 рублей для взрослых, 100 - для льготников, а детский, кажется, ещё меньше.
Дальше, собственно, была поездка на паровозе. Мы наблюдали, как он прицепился к нашему вагончику. Это грузовой паровоз СО - Серго Орджоникидзе.


Вагончик сидячий, чистый, и даже чай предлагали с шоколадками и булочками.
Мы доехали до станции "Красный Балтиец". Именно там рядом находится бывшая станция "Подмосковная". Там с 1901 года располагается паровозное депо. Сейчас его реконструировали и сделали там музей. Но и депо осталось - ведь РЖД снова стала использовать паровозы. Наша прогулка - только небольшая часть той программы, которая сейчас запущена с локомотивами на паровой тяге. Тут и однодневные, и даже многодневные экскурсионные поездки в другие города!Так что депо вполне себе рабочее.
Мы увидели станцию с моста:


А потом, спустившись, рассмотрели всё в деталях:

Водокачка для заправки паровозов водой:




Часть платформы:

Модель первого паровоза Черепановых. Мог перевозить 40 человек!

Кран для заправки:

Семафор:

Домик начальника станции - жилая комната и кабинет:


(И сам начальник станции как живой)
Реконструкция вокзала 1901 года:








Ну, и, конечно, само депо!

Тут, прежде всего, демонстрируется поворотный круг. Он помогает отправить паровоз на нужный путь, в нужное стойло (да, именно стойло!).

Раньше круг поворачивали вручную.

В самом депо много интересного - модель паровоза в разрезе:

Много других моделей:

Огромный макет железной дороги:



Но тоже всё бегом, бегом... Так, ставим вторую галочку: сюда тоже надо приехать отдельно. Говорят. в будни можно посмотреть, как обслуживают паровозы. Приехать можно на электричке, и станция МЦК "Окружная" тоже рядом...
По дороге на станцию фотографирую лавочку - вдруг пригодится)))

Обратно паровоз ехал вперёд тендером. Оказывается, ему всё равно как ехать.



Прогулка получилась насыщенной, но при этом у меня впечатление, что это было только начало)