
Почему я решила рассказать об этом памятнике сейчас? Он стоит уже десять почти лет. И о нём много хороших публикаций, например, здесь и здесь. Да просто я-то его увидела впервые, да, представьте себе! И ооочень впечатлилась! Во-первых, памятник, по-моему, просто прекрасный. Хотя мне далеко не все памятники нравятся. Во-вторых - и это заслуга "во-первых" - я очень заинтересовалась личностью Шухова и вообще стала размышлять о роли инженеров в нашей жизни. Кстати, вы не задумывались, почему так мало памятников инженерам? А ведь вся наша современная комфортная, технически оснащённая жизнь - плод их труда. Вот давайте пройдёмся по тому же Бульварному кольцу, прямо от памятника Шухову. Он стоит на Сретенском бульваре. Чуть дальше - памятник Н. Крупской, далее - памятник преподобной Евфросинии, Великой княгине Московской, ещё далее - Владимиру Высоцкому, Сергею Рахманинову (я надеюсь, этих персонажей представлять не надо); Александру Твардовскому, Александру Пушкину, Сергею Есенину... Ну, и так далее... Во всём мире памятники инженерам можно счесть по пальцам. Вот, в Ливерпуле, говорят, стоит памятник инженерам-техникам, которые погибли на "Титанике".
Мой отец был инженером, между прочим, военным. Мой муж - тоже инженер, акустик. Инженер также и дядя моего мужа, он работал в советском ракетостроении. На склоне лет он создал эссе - размышление о роли технарей в современном обществе. Там много верных, хотя и грустных мыслей. Позволю себе кое-что процитировать из его труда:
"
Ещё немного лирики или
гимн покойнику
Инженеры всех стран, соединяйтесь!
Я инженер. Поколение шестидесятников этим званием гордилось, но грустно было признаваться в этом в СССР. Напомню анекдот. Грузия. Тбилиси. Учительница спрашивает учеников о занятиях их родителей. Дети перечисляют занятия пап. Начальник милиции, товаровед, заведующий овощебазой, мясник, спортсмен, продавец обувного магазина........Класс почтительно молчит. "Гиви, а у тебя кто папа?" ........"Инженер". Класс разражается хохотом. "Дети, нельзя быть такими злыми", говорит учительница. "У ребенка такое горе, а вы смеетесь". Грустная история. Но еще грустнее эта история в современной России. Такая профессия в ней вообще умерла. По-видимому, за ненадобностью. Самые важные для страны люди - это спортсмены, артисты, юристы,..........пожиже - офицеры армии и милиции..., совсем жидко - ученые. А когда вы в последний раз слышали слово «инженер»? У вас вообще язык еще поворачивается произнести это слово? А может быть в России и не нужна такая профессия? Зачем нужны инженеры, когда нет промышленности. И вообще, на кой черт они нужны? За бугром все купим. А все-таки интересно, другим-то они зачем нужны?
Есть элегантное определение. Элегантное своей простотой, понятностью и точностью. Ученый изучает то, что существует. Инженер создает то, чего никогда не было. Результаты научных исследований материализуются тогда, когда за них берется инженер."
Чем же прославился инженер Владимир Григорьевич Шухов, и за что поставили ему памятник? Вы не поверите, сколько всего он сделал для нашей страны и для всего мира!
Первые его изобретения связаны с нефтяной промышленностью. В 1876 году он закончил Московское Императорское Техническое училище (нынешняя Бауманка) с золотой медалью и в порядке поощрения был послан Советом Училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов. На выставке он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари. Спустя несколько лет Бари, приехав в Россию, совместно с братьями Нобель начинает заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти. В отделение своей фирмы в Баку он и приглашает Шухова - молодого перспективного инженера, которого он приметил ещё в Филадельфии. Отсюда, из Баку, и начинается история сотрудничества Шухова с Бари и история его гениальных изобретений. Первым его детищем стала форсунка для сжигания мазута - нефтяного продукта, считавшегося бесполезным отходом. Благодаря форсунке Шухова мазут стали использовать в качестве топлива. Молодой инженер произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтепромыслов до Баку. Известно, что строительство нефтепровода было связано с неожиданными трудностями - местные жители, владельцы гужевого транспорта, всё время пытались разрушить его - ведь нефтепровод подрывал их бизнес! (Раньше нефть перевозили на лошадях). Но прогресс остановить нельзя.
В 1891 году Шуховым разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе.
А замечательные резервуары для хранения нефти! Именно Шухов изобрёл конусообразный резервуар, в котором толщина стен была разной - с учётом разного давления нефти в нижней и верхней частях хранилища. Помните такой бак из фильма "Белое солнце пустыни"? Там спрятались жёны Абдуллы вместе с Суховым... Вот как раз это такой резервуар.
И не случайно спонсором памятника Шухову стала компания "Лукойл"! Ведь фактически они до сих пор разрабатывают его инженерные идеи. А само место памятника находится рядом с главным офисом компании. Но, помимо этого, здесь рядом и сам инженер работал и жил.
А вообще, простое перечисление того, что сделал Владимир Григорьевич, поражает воображение! По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д.
А масштаб использования его идей! Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока. Шухов – создатель нефтеналивного флота в России. По его проектам создавались точные чертежи в Москве. Сборка стальных барж длиной от 50 до 130 м осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 года было построено 82 баржи.
В результате исследований Шухова и его коллег была создана универсальная методика расчета водопроводов. Фирма Бари после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России.
По проектам инженера сооружено в нашей стране и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве, спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.). Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа. По проекту Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника ХV века – минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, создалась угроза ее падения. В 1932 году был объявлен конкурс проектов спасения башни. Шухов представил необычный проект и стал не только победителем конкурса, а и руководителем работ по спасению минарета.
Но обратимся к памятнику. Для тех, кто памятника не знает, как не знала его и я до последнего времени, я покажу его фото - это весьма достойная работа скульптора Салавата Щербакова. Для памятника позировал правнук Шухова. Но самое интересное - это всевозможные детали, окружающие памятник, которые рассказывают о замечательных делах этого человека.
Сам постамент напоминает нам о самом популярном изобретении - знаменитой Шухрвской башне на Шаболовке:

А теперь рассмотрим детали:
На этой стороне видны всевозможные части нефтеперерабатывающей отрасли - трубы, нефтяные вышки, чайка даже сбоку примостилась - дело-то было у Каспия!


Теперь обратите внимание на этот фрагментик - сетчатое кашпо!

Вот, говорят, именно поставив цветочки в такое кашпо, Шухов и задумался о сетчатых конструкциях...
На этой стороне памятника мы видим всевозможные инженерные инструменты, книжки, а также медали Всемирной выставки, полученные Шуховым во Франции:

А вот здесь мы видим здание Киевского вокзала, потолок которого спроектирован Шуховым (добавим к этому потолки ГУМа, гостиницы Метрополь, Пушкинского музея, Главпочтамта - всё это работы Владимира Григорьевича). Мост - некий собирательный образ. Хотя некоторые видят здесь черты Красноярского моста, но - повторюсь - было построено 500 (!) мостов по проектам Шухова. Наверху - башня, а внизу - фотокамера. Шухов был страстным фотографом, причём, увлекался стереофотографией. Он оставил прекрасные снимки своей дочери. И вообще, это - отдельная тема.

Вот эта маленькая картинка рассказывает ещё об одном увлечении инженера - он был велосипедистом! И даже организовал соревнования, в которых сам и выиграл)

Когда к власти пришли большевики, Бари уехал за границу. А Шухов остался, хотя никаких иллюзий в отношении новой власти не питал. Но правильно рассудил, что как инженер, будет полезен и здесь. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».
Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов и первые магистральные трубопроводы, и многое другое. В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 – её почетным членом. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству.
Смерть инженера была неожиданной и трагической . Это произошло в 1939-м... Казалось бы...! Но репрессии здесь ни при чём. Как и у многих гениев, у Шухова было своё чудачество - он, выдающийся инженер, технарь до мозга кости, не признавал электричества! Пользовался светом свечей. И вот, вечером случайно опрокинул на себя канделябр со свечами... Пострадало около 80 процентов поверхности кожи, через несколько дней, несмотря на все усилия врачей, Шухов скончался. Ему было 85 лет. В сети без труда можно найти множество рассказов об этом замечательном человеке. А я покажу вам ещё несколько деталей памятника - знаменитые скамейки науки, которые его окружают:






Comments
спасибо что показали его памятник!
граф Нечаев-Мальцов, тот который пожертвовал большую часть средств на строительство Музея Изобразительных искусств, выкупил ее и поставил у себя в поместье в 1896 году.
я там не была уже 30 лет, но слежу за судьбой своей исторической родины по интернету.
У меня муж всегда благоговел перед инженерами. Наверняка, о Шухове тоже знал. Теперь и я узнала.
Спасибо.