coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

Памятник В. Г. Шухову. Размышления об инженерах...



Почему я решила рассказать об этом памятнике сейчас? Он стоит уже десять почти лет. И о нём много хороших публикаций, например, здесь и здесь. Да просто я-то его увидела впервые, да, представьте себе! И ооочень впечатлилась! Во-первых, памятник, по-моему, просто прекрасный. Хотя мне далеко не все памятники нравятся. Во-вторых - и это заслуга "во-первых" - я очень заинтересовалась личностью Шухова и вообще стала размышлять о роли инженеров в нашей жизни. Кстати, вы не задумывались, почему так мало памятников инженерам? А ведь вся наша современная комфортная, технически оснащённая жизнь - плод их труда. Вот давайте пройдёмся по тому же Бульварному кольцу, прямо от памятника Шухову. Он стоит на Сретенском бульваре. Чуть дальше - памятник Н. Крупской, далее - памятник преподобной Евфросинии, Великой княгине Московской, ещё далее - Владимиру Высоцкому, Сергею Рахманинову (я надеюсь, этих персонажей представлять не надо); Александру Твардовскому, Александру Пушкину, Сергею Есенину... Ну, и так далее... Во всём мире памятники инженерам можно счесть по пальцам. Вот, в Ливерпуле, говорят, стоит памятник инженерам-техникам, которые погибли на "Титанике".

Мой отец был инженером, между прочим, военным. Мой муж - тоже инженер, акустик. Инженер также и дядя моего мужа, он работал в советском ракетостроении. На склоне лет он создал эссе - размышление о роли технарей в современном обществе. Там много верных, хотя и грустных мыслей. Позволю себе кое-что процитировать из его труда:
"
Ещё немного лирики или
гимн покойнику
Инженеры всех стран, соединяйтесь!
Я инженер. Поколение шестидесятников этим званием гордилось, но грустно было признаваться в этом в СССР. Напомню анекдот. Грузия. Тбилиси. Учительница спрашивает учеников о занятиях их родителей. Дети перечисляют занятия пап. Начальник милиции, товаровед, заведующий овощебазой, мясник, спортсмен, продавец обувного магазина........Класс почтительно молчит. "Гиви, а у тебя кто папа?" ........"Инженер". Класс разражается хохотом. "Дети, нельзя быть такими злыми", говорит учительница. "У ребенка такое горе, а вы смеетесь". Грустная история. Но еще грустнее эта история в современной России. Такая профессия в ней вообще умерла. По-видимому, за ненадобностью. Самые важные для страны люди - это спортсмены, артисты, юристы,..........пожиже - офицеры армии и милиции..., совсем жидко - ученые. А когда вы в последний раз слышали слово «инженер»? У вас вообще язык еще поворачивается произнести это слово? А может быть в России и не нужна такая профессия? Зачем нужны инженеры, когда нет промышленности. И вообще, на кой черт они нужны? За бугром все купим. А все-таки интересно, другим-то они зачем нужны?
Есть элегантное определение. Элегантное своей простотой, понятностью и точностью. Ученый изучает то, что существует. Инженер создает то, чего никогда не было. Результаты научных исследований материализуются тогда, когда за них берется инженер."

Чем же прославился инженер Владимир Григорьевич Шухов, и за что поставили ему памятник? Вы не поверите, сколько всего он сделал для нашей страны и для всего мира!

Первые его изобретения связаны с нефтяной промышленностью. В 1876 году он закончил Московское Императорское Техническое училище (нынешняя Бауманка) с золотой медалью и в порядке поощрения был послан Советом Училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов. На выставке он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари. Спустя несколько лет Бари, приехав в Россию, совместно с братьями Нобель начинает заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти. В отделение своей фирмы в Баку он и приглашает Шухова - молодого перспективного инженера, которого он приметил ещё в Филадельфии. Отсюда, из Баку, и начинается история сотрудничества Шухова с Бари и история его гениальных изобретений. Первым его детищем стала форсунка для сжигания мазута - нефтяного продукта, считавшегося бесполезным отходом. Благодаря форсунке Шухова мазут стали использовать в качестве топлива. Молодой инженер произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтепромыслов до Баку. Известно, что строительство нефтепровода было связано с неожиданными трудностями - местные жители, владельцы гужевого транспорта, всё время пытались разрушить его - ведь нефтепровод подрывал их бизнес! (Раньше нефть перевозили на лошадях). Но прогресс остановить нельзя.
В 1891 году Шуховым разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе.
А замечательные резервуары для хранения нефти! Именно Шухов изобрёл конусообразный резервуар, в котором толщина стен была разной - с учётом разного давления нефти в нижней и верхней частях хранилища. Помните такой бак из фильма "Белое солнце пустыни"? Там спрятались жёны Абдуллы вместе с Суховым... Вот как раз это такой резервуар.

И не случайно спонсором памятника Шухову стала компания "Лукойл"! Ведь фактически они до сих пор разрабатывают его инженерные идеи. А само место памятника находится рядом с главным офисом компании. Но, помимо этого, здесь рядом и сам инженер работал и жил.

А вообще, простое перечисление того, что сделал Владимир Григорьевич, поражает воображение! По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д.

А масштаб использования его идей! Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока. Шухов – создатель нефтеналивного флота в России. По его проектам создавались точные чертежи в Москве. Сборка стальных барж длиной от 50 до 130 м осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 года было построено 82 баржи.
В результате исследований Шухова и его коллег была создана универсальная методика расчета водопроводов. Фирма Бари после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России.
По проектам инженера сооружено в нашей стране и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве, спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.). Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа. По проекту Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника ХV века – минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, создалась угроза ее падения. В 1932 году был объявлен конкурс проектов спасения башни. Шухов представил необычный проект и стал не только победителем конкурса, а и руководителем работ по спасению минарета.
Но обратимся к памятнику. Для тех, кто памятника не знает, как не знала его и я до последнего времени, я покажу его фото - это весьма достойная работа скульптора Салавата Щербакова. Для памятника позировал правнук Шухова. Но самое интересное - это всевозможные детали, окружающие памятник, которые рассказывают о замечательных делах этого человека.

Сам постамент напоминает нам о самом популярном изобретении - знаменитой Шухрвской башне на Шаболовке:


А теперь рассмотрим детали:
На этой стороне видны всевозможные части нефтеперерабатывающей отрасли - трубы, нефтяные вышки, чайка даже сбоку примостилась - дело-то было у Каспия!




Теперь обратите внимание на этот фрагментик - сетчатое кашпо!

Вот, говорят, именно поставив цветочки в такое кашпо, Шухов и задумался о сетчатых конструкциях...

На этой стороне памятника мы видим всевозможные инженерные инструменты, книжки, а также медали Всемирной выставки, полученные Шуховым во Франции:


А вот здесь мы видим здание Киевского вокзала, потолок которого спроектирован Шуховым (добавим к этому потолки ГУМа, гостиницы Метрополь, Пушкинского музея, Главпочтамта - всё это работы Владимира Григорьевича). Мост - некий собирательный образ. Хотя некоторые видят здесь черты Красноярского моста, но - повторюсь - было построено 500 (!) мостов по проектам Шухова. Наверху - башня, а внизу - фотокамера. Шухов был страстным фотографом, причём, увлекался стереофотографией. Он оставил прекрасные снимки своей дочери. И вообще, это - отдельная тема.



Вот эта маленькая картинка рассказывает ещё об одном увлечении инженера - он был велосипедистом! И даже организовал соревнования, в которых сам и выиграл)


Когда к власти пришли большевики, Бари уехал за границу. А Шухов остался, хотя никаких иллюзий в отношении новой власти не питал. Но правильно рассудил, что как инженер, будет полезен и здесь. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».
Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов и первые магистральные трубопроводы, и многое другое. В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 – её почетным членом. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству.
Смерть инженера была неожиданной и трагической . Это произошло в 1939-м... Казалось бы...! Но репрессии здесь ни при чём. Как и у многих гениев, у Шухова было своё чудачество - он, выдающийся инженер, технарь до мозга кости, не признавал электричества! Пользовался светом свечей. И вот, вечером случайно опрокинул на себя канделябр со свечами... Пострадало около 80 процентов поверхности кожи, через несколько дней, несмотря на все усилия врачей, Шухов скончался. Ему было 85 лет. В сети без труда можно найти множество рассказов об этом замечательном человеке. А я покажу вам ещё несколько деталей памятника - знаменитые скамейки науки, которые его окружают:














Tags: Москва, важное, город, гуляю, интересное, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments