coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Category:

Медвежьегорск и Повенец

Закончу сегодня рассказ о Медвежьегорске. Как ни странно, само появление городка связано с войной. Во время Первой мировой войны у России возникла потребность в железнодорожном сообщении с северными портами на побережье Баренцева моря. Началось строительство дороги. Тогда и появились станция Медвежья гора и поселение рядом с ней. В 1915 году был построен деревянный вокзал, который и до сих пор цел.


[Ещё фотки вокзала]







Прекрасный образец деревянного модерна! Рядом с вокзалом сохранились деревянные дома того же времени и того же стиля:









Само название "Медвежья гора" происходит, говорят, от находящихся рядом живописных холмов, похожих на прильнувших к воде медведей. Не уверена, что это так, но по версии экскурсовода - так. А вот и холмы:




Обратите внимание на человека рядом с машиной. Его зовут Алексей, и я вспоминаю его с огромной благодарностью. Это был наш проводник по Медвежьегорску. История приключилась такая: по программе нам положена была автобусная экскурсия по городу (Медвежьегорск в 1938 году получил статус города). В качестве экскурсовода с нами ехала весьма пожилая и грузная дама в широкополой шляпе, которой явно уже давно пора на пенсию (даже с учётом нынешней пенсионной реформы). Даме было жарко и лень, она что-то невнятно бормотала, глядя в исписанные листочки блокнота и постоянно сбиваясь и повторяясь. Впрочем, сваливать на неё всю ответственность за плохо организованную экскурсию я не стану. А фишка мероприятия была в том, чтобы завезти туристов в сувенирный магазин на полчаса, а потом быстренько на автобусе провезти по городку и отправиться назад - в Повенец, с заездом, правда, в урочище Сандармох. Спасибо им хотя бы за это! В сувенирном магазине были те же вещи, что и во всей остальной Карелии, к тому же явно дороже, чем в других местах. Я углядела, однако, путеводитель по Медвежьегорску с фотографиями и тут же его купила. Даже бегло просмотрев его, увидела, что в городе много чего есть посмотреть. Но на мой вопрос, покажут ли нам всё это, наша дама презрительно сказала, что Медвежьегорск - совершенно не интересный город, и смотреть в нём нечего. "Обычный провинциальный городок со сталинской архитектурой"!Короче, вернувшись через час в Повенец и имея в своём распоряжении два с лишним часа, мы решили ещё раз вернуться в Медвежьегорск и погулять там самостоятельно! Стали расспрашивать местных торговцев на пристани, где найти такси, и тут один из них (это и был Алексей) предложил: "Дадите тысячу рублей, я сам вас отвезу и всё вам покажу"!Конечно, мы согласились, и потом не пожалели об этом, более того - поездка была такой насыщенной и интересной, что мы сочли необходимым заплатить больше за такую прекрасную экскурсию. Итак, мы в машине, упоительно пахнущей копчёной рыбой, едем обратно в Медвежьегорск, и Алексей рассказывает нам о себе и о своей земле. Он местный, родился и вырос в Повенце, а учился в Москве, имеет два высших образования. Но вот - вернулся в Карелию. Меня поразило, как он знает историю своего края, всю дорогу он рассказывал нам о Повенце и Медвежьегорске, о Повенецком заливе Онежского озера и обо всех поселениях и местах, которые мы проезжали. И о Сандармохе - так, как не рассказала нам наша тётенька, которой было всё равно... И о том, что, идя в местный лес за грибами или ягодами, почти наверняка наткнёшься на солдатские останки - наших, финнов - до сих пор лежат повсюду.
Прежде всего он привёз нас в тот музей, о котором я уже поведала в прошлом посте. Потом - на вокзал, на станцию Медвежья гора. Там рядом ещё стоит чудный паровоз:


Показал и тот посёлок, в котором снимали фильм "Любовь и голуби". И голубятню ту самую:






Он рассказал нам о военных укреплениях, оставшихся с финской войны. Правда, доехать туда мы уж не успели. Ну, значит, в следующем году (а мы там будем, даст Бог).

В Повенце мало что сохранилось от старых времён. Дело в том, что во время войны водой из канала затопило весь посёлок - это было сделано по стратегическим соображениям. Но все старые постройки попросту смыло. Остались старые петровские печи - от железоделательного завода, который тут когда-то был:






На обратном пути Алексей провёз нас немного вдоль Беломоро-Балтийского канала. Там до сих пор деревянные постройки.












Когда-то вдоль канала были поселения - здесь жили инженеры, руководители стройки. Сохранились дома, клуб, даже колонка с водой - до сих пор люди набирают. А дома в запустении... Жизнь уходит из этих мест, а сам канал эксплуатируется менее, чем наполовину.










Возле второго шлюза канала стоит сейчас храм. Красивый, деревянный, построенный в традициях северного зодчества.Хотя это новодел, местный уроженец построил. Храм посвящён Николаю Чудотворцу и, как я понимаю, всем строителям Беломорканала.








В Повенце тоже есть музей, посвящённый Беломорканалу. Ведь именно здесь он начинается, так и называется его начало - Повенецкая лестница. Этот музей создала местная жительница. Это тоже я оставила на следующий год. С теплохода мне удалось сфотографировать вход в канал:


Эти места не оставили меня равнодушной. Вот почему я хочу вернуться сюда ещё раз.
Tags: "Виссарион Белинский", Водоходъ, Карелия, Медвежьегорск, архитектура, важное, город, круизы, теплоходы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments