coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Categories:

"Влюблённый дьявол"

Поистине, этот год стал для меня годом художественных открытий. В начале января был Алексей Красовский и его "Праздник" и "Коллектор". 27-го - "Пассажирка" М. Вайнберга. Опера, написанная в 1968 году, увидела свет только в 2006-м, уже после смерти автора. И то только в концертном варианте. На сцене она появилась в 2010-м, в Австрии, а у нас - в 2017-м, 27 января, в день освобождения Освенцима. Я её услышала, соответственно, два года спустя, но это всего лишь девятый спектакль. Была потрясена и содержанием, и музыкой.
И вот новое открытие - опера Александра Вустина, написанная в 1986-м. И только теперь - премьера. Хотела сказать - долгожданная, но правильнее здесь - нежданная. Единственная опера композитора, написанная "в стол", вдруг привлекла внимание Владимира Юровского и Александра Тителя, тут и 100-летие театра подоспело, и идея вернуть театру статус музыкального современника, идущего в ногу со временем, созрела (хотя и тут - опоздание на 30 с лишним лет, но всё же, вот он - вполне себе живой и здоровый автор оперы, выходит на сцену в конце спектакля, когда это было-то в последний раз?!).
Для меня эта опера - прежде всего творение двух близких семье моего мужа людей, двух близких друзей его отца - Александра Вустина - автора музыки и Владимимра Хачатурова - автора либретто. Когда узнала, что готовится премьера оперы, да ещё под руководством Юровского - сомнений не было - пойду! За любые деньги. И пошла! 17 февраля был второй премьерный спектакль.
Театр начинается с вешалки, ага, мы это все знаем. Именно так. Прямо здесь, в гардеробе, весьма любезный молодой человек продавал программки с буклетиками. 400 рублей, дороговато, но буклетики и впрямь хороши. Этакие реминисценции на тему мировой дьяволиады. Прекрасная бумага, иллюстрации:









И даже такое:


Ну, туда не сходили, но приятно!...
Спектакль произвёл впечатление. Постановка очень интересная. Начнём с Юровского. По замыслу автора, опера начинается с выступления некоего "Директора театра", который объявляет начало спектакля, а в конце - сообщает о его окончании. Всё это придаёт действию необходимую условность. Роль этого директора взял на себя маэстро Юровский. Когда он вышел к оркестру, на нём был пижонский красный цилиндр, также - красные отвороты рукавов и красная дирижёрская палочка! Он повернулся к публике и возгласил начало "поучительной аллегории".


Сам сюжет, конечно, не нов, хотя и не банален. Повесть Жака Казота, написанная в 18-м веке, продолжает тему, можно сказать, вечную - об искушениях дьявола, принимающего всевозможные обличия соблазна, в данном случае - женское. Главный герой вызывает демона, пытается им повелевать, но, в конце концов, как и водится, становится его добычей.

Главное здесь, конечно - музыка. Музыка Вустина - прекрасная, нервная, динамичная, невероятно выразительная, поражающая своей точностью и лаконизмом. Начнём с того, что вместо оркестра здесь - своеобразный ансамбль, в котором преобладают ударные и клавишные. Мне же было интересно узнать, что именно в этой опере Вустин впервые нашёл свою серию, о которой рассказывал (для непосвящённых - серия - неповторимая последовательность звуков, основа гармонии произведения, написанного в технике додекафонии).
В самой постановке поразила графика. На стенах - движущиеся изображения рептилий, насекомых, всякой чертовщины... Жутковато. И - движущиеся тоже - иллюстрации картин средневековых художников. Всё это, как я понимаю, творения видеохудожника Анастасии Сэмбон. Снимаю шляпу!
На сцене - при общем лаконизме декораций - символы - маятники с песком. Работают многомерно, но в целом их задача понятна. А как мне понравились гигантская черепаха (сама ходила!) и носорог!



И потрясающие испанские танцы!(Хореограф - Рикардо Кастро).
Ну, и о певцах. Даже и не думала, что в МАМТе могут так хорошо петь! Когда слушали "Любовь к трём апельсинам", впечатление было не очень. А тут - просто потрясающий вокал - Антон Росицкий (а дикция какая!), Дарья Терехова (дикция похуже, зато экспрессия невероятная, и потом, она брала ТАКИЕ ноты!). Да все, все хороши!


А в целом - я ужасно рада, что театр стал, наконец, ставить оперы наших современников. И что первой "ласточкой" оказалась опера Александра Кузьмича, которого я и поздравляю! Настоящий подарок всем нам, и ему - на 75 лет.

Некоторые фотографии отсюда
Tags: Москва, интересное, искусство, культпоход, музыка, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments