Проект постройки Грота на берегу царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф.Б. Растрелли. Работы по возведению здания проводились в 1755–1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.



Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните.

А вот и Большой пруд.

Вбок от него отходит Каскад прудов.


На самом пруду живут стаи уток:

Ещё когда мы смотрели на пруд сверху, увидели, что там курсирует паром. Но не вписались в расписание)

Следующий архитектурный комплекс - Адмиралтейство, тот самый, что был виден с Камероновой галереи:




Сейчас в этом здании, помимо всего прочего, - ресторанчик, где нас неплохо покормили.
Посредине пруда возвышается Чесменская колонна.

Памятник создан в память о сражении в бухте Чесма в 1770 году, определившем исход русско-турецкой войны. Прообразом памятника стали античные стелы, украшенные отрубленными носами захваченных в плен кораблей. Орёл на вершине колонны — не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменской победы — графе Алексее Орлове.
Идя далее, мы видим здание в мусульманском стиле - это Турецкая баня.

Рядом с баней виден Мраморный мост.

В память о заключении Ясского мирного договора 1791 года императрица Екатерина II заказала архитектору Джакомо Кваренги проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828—1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору.История постройки павильона длинная, но к середине 19 века его всё-таки поставили. Подойдём поближе:

Красивый цветник.
И вход с арабскими узорами:

Красавец Мраморный мост.



Потом мы увидели пирамиду. Даже не поняли сначала, что это за сооружение, какого времени!

А между тем, оказалось, что это - один их первых павильонов Царского Села. Кто бы мог подумать!
Сложена из кирпича по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова. Датируется 1770-1772 годами. Через десять лет, в 1781 Году, когда она совсем обветшала, ее разобрали до основания. Она была отстроена заново архитектором Чарльзом Камероном на том же месте и из того же камня в 1782 — 1783 годах. Архитектору было поручено переделать построенную В. И. Нееловым старую «египетскую пирамидальную беседку», созданную по типу римской пирамиды Цестия. Новая пирамида, лучших пропорций и с новым интерьером, была сложена из кирпича и облицована огромными гранитными блоками, «переправленными», превосходно подогнанными и укрепленными железными скобами и свинцом.


Целый ряд живописных запруд:




Эта куча камней особенно хороша, конечно)


И вот мы подходим к Скрипучей беседке. Это теперь я знаю, что она "Скрипучая". Тогда про себя я её окрестила Китайским павильоном. Она действительно в китайском стиле. Оказывается, китайский стиль был увлечением русской знати 18 века, особенно - у семьи Романовых. А "скрипучей" беседку назвали из-за флюгера, который был установлен на её крыше и скрипел при вращении.





Внутри беседки - потрясающая акустика! Волшебный звук.

Знаю теперь, что и история строительства беседки была непростой, и история её восстановления после немецкой оккупации, когда она была сильно разрушена. Дважды её реставрировали - впервые в 50-х годах, после чего она опять обветшала, и второе (а по сути - третье) рождение обрела к 300-летию Царского Села.


Ещё один интересный объект - Кухня-руина. Сначала я не могла понять, почему здание такое обветшалое. Оставили со времён войны для назидания потомству? Не успели восстановить? А потом узнала, что это - специально построенное сооружение в виде руины. И самое интересное в ней то, что она украшена подлинными античными фрагметами, вывезенными из Италии. Построена по заказу Екатерины Второй.




Рядом с руиной находится Концертный зал:

Концертный зал, построенный в 1782 — 1788 годах — одна из ранних работ архитектора Дж. Кваренги в России и лучшее парковое сооружение строгого классицизма. Павильон относится к лучшим произведениям архитектора. Он включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.
Потом нам встретился памятник в виде вазы.



Если верить ссылке на архивные документы XVIII века, то памятник именуется «Пьедесталом мраморным» и характеризуется как аллегория «добродетелей и заслуг», не связанная с определенным историческим лицом. Подобные сооружения часто встречались в английских пейзажных парках XVIII века. Однако медальон с изображением А.Д. Ланского - фаворита Екатерины, стал поводом для того, чтобы сие сооружение стало называться "Памятником Ланскому".
Необычайно живописная галерея расположена неподалёку.

Это - часть так называемого Собственного садика Екатериниского парка.

Здесь же расположен монумент в честь одной из побед:


На этом наша прогулка закончилась. Мы вернулись к дворцу. Покажу вам напоследок ещё несколько прекрасных видов этого парка - мостики, воду, деревья...




Я мало что помню из своих юношеских впечатлений. Камеронову галерею, да, помню. Ещё Девушку с разбитым кувшином. "Урну с водой уронив..." Но как раз её-то мы и не увидели, прошли мимо, хоть она и была совсем рядом). А остальное смотрела - как в первый раз! И очень рада своей новой встрече с этим парком, фактически - новому знакомству.