Сразу скажу, идея была не моя. Идея была такая: в четвертом классе ДМШ, когда дети проходят жанр оперы, предложить им написать либретто оперы на какой-нибудь сказочный сюжет, ну, скажем, "Репку". Либретто бывает, как известно, разное - это и краткое содержание оперы, и полный словесный текст, на который композитор потом пишет музыку. Конечно, проще написать краткое содержание, но я предложила детям выбор: хотите, пишите кратко, хотите - стихи и даже музыку, почему бы и нет? Мне было ужасно интересно, что у них получится. Как всегда, кто-то проигнорировал задание. Кто-то сварганил отписку-халтуру. Но, слава Богу, есть все-таки у нас много талантливых, живых, интересных детей. И среди их работ есть несколько шедевров. Один из них я хочу здесь представить. Автор этого либретто - Ваня Рыжиков, ученик 6-го класса (общеобразовательной школы, у нас он в четвертом). Честно говоря, это распечатка с черновика, который автор после долгих уговоров мне отдал. Беловик он так и не сделал. Черновик дописывался при мне, на уроке, и некоторая недоработанность произведения совершенно очевидна. Но даже в таком виде это забавно невероятно. Итак:
Опера «Репка»
Либретто
Действующие лица :
Дед Тенор
Бабка Меццо-сопра
Внучка Колоратурное сопрано
Жучка Колоратурное сопрано
Васька - кот Баритон
Мышка Тенор
Хор деревенских бабушек, хор деревенских мужиков, хор деревенской молодежи.
Балет: деревенская молодежь.
Комедия в трех действиях.
Действие 1-е. Деревня. За сценой хор деревенской молодежи поет песню. Танцует балет деревенской молодежи. Прибегает внучка. Она сообщает об удивительном росте репки. Деревенская молодежь бежит в огород смотреть на чудо-репку.
Действие 2-е. Хор деревенских бабушек и хор деревенских мужиков выражают сочувствие деду, который ходит вокруг репки и качает головой. Проснувшаяся бабка бьет деда скалкой. Все смеются. Просыпаются Жучка, Васька-кот и Мышка, все тянут репку и вытягивают ее.
Действие 3-е. Пир. Каша из репы. Женитьба.
Действие первое.
Звучит увертюра на темы русских народных песен.
Хор деревенской молодежи:
- Пришла Весна – Весна красна,
Надевай венок,
Красна Весна, иди где народ,
Красна Весна, иди в хоровод.
Внучка:
- Вы стоите и поете,
Хороводы здесь ведете,
А в деревне-то беда,
Побежали все туда.
Хор деревенской молодежи:
- Что случилося? Война?
Наводнение? Беда?
Внучка:
- Репу дед посадил
И чуть-чуть водой полил.
Утром дед в окошко глядь:
Не может никак понять –
Это репка все растет,
Разорила огород,
Перекрыла всю деревню
И на домик наш ползет.
ХДМ:
- Твои слова опасны,
И это так ужасно,
Что репа все растет,
Бегом на огород!
Все бегут в деревню на огород деда.
Действие второе.
Дед вокруг репы ходит и качает головой.
Дед:
- Никак я не могу предположить,
Как получилась этакая пакость,
Хотел на именины бабке репу подарить,
И внучке хоть чуть-чуть доставить радость.
Хор деревенских мужиков:
- О, бедный дед, плохи твои дела!
Хор деревенских бабушек:
- И надо же, случилася беда!
Дед:
- Но что же делать, как тут быть,
Как рост ужасный прекратить,
И бабу как не разбудить,
А может, корень подпилить?
ХДМ:
- О, бедный дед, плохи твои дела!
ХДБ:
- И надо же, случилася беда!
Просыпается бабка и бежит в огород.
Бабка:
- Что за странная беда
Приключилася у нас?
Для чего пришел народ?
Смотрит в сторону репы:
- Ах, мой бедный огород!
Ах, ты, глупый старый пень,
Ну, устроил ты мне день!
Обращаясь к хорам:
- Именинница ведь я!
Что за доля у меня?!
Встают по очереди Жучка, Васька и Мышка и ПОЮТ КАНОНОМ:
- Проснулся я или в бреду,
Никак того я не пойму,
Что за махина предо мной,
Хочу вернуться я домой.
Ах, дома я, но что такое,
И что народ так беспокоен?
Ужели эта вот скала
Для споров повод подала?
Внучка:
- Вы вставайте поскорее,
Одевайтесь побыстрее,
И бегом во двор, во двор!
Ах, трещит уже забор!
Жучка:
- Что случилось, объясни,
Васька:
- Нам хоть что-то проясни,
Мышка:
- Что за странная махина
Все:
- Огород заполонила?
Внучка:
- Репка!
Все:
- Как ужасно!
Внучка:
- В огород!
Все:
- Да, что напрасно
Время тратить?
На огород!
Тянуть! Лопатить!
Все , хором:
- Соберись, велика сила
Вся деревня – вся в атаку!
На спасение все мира,
На скалу, покрыту мраком
Все бегом, бегом, бегом!
Всей деревней мир спасем!
Ура! Победа! Мы смогли
С нечистой силой совладать,
Мы научились побеждать!
Действие третье.
Хор.
Победе слава, мы смогли
Нечисту силу победить.
Ура! Победа! Слава Солнцу!
Слава, слава на века!
Все поднимают бокалы и пьют вино за героев битвы.
Конечно, видно некоторое несовпадение первоначального плана оперы с последующим текстом. На третье действие пороху не хватило. Получился просто эпилог. Я решила ничего не менять, поправила только синтаксис - автор впопыхах не ставил знаков препинания вообще: вдохновение обгоняло руку ))) Надо сказать, что сначала мы это произведение услышали - оно было исполнено автором на уроке, пропето за каждого, правда, a capella. Но завершить все это он так и не смог. Остыл. Гений и беспутство, так сказать. И даже удержанная мной (до завершения работы) пятерка не помогла.