coshevka (coshevka) wrote,
coshevka
coshevka

Category:

Учительское...


Сразу скажу, идея была не моя. Идея была такая: в четвертом классе ДМШ, когда дети проходят жанр оперы, предложить им написать либретто оперы на какой-нибудь сказочный сюжет, ну, скажем, "Репку". Либретто бывает, как известно, разное - это и краткое содержание оперы, и полный словесный текст, на который композитор потом пишет музыку. Конечно, проще написать краткое содержание, но я предложила детям выбор: хотите, пишите кратко, хотите - стихи и даже музыку, почему бы и нет? Мне было ужасно интересно, что у них получится. Как всегда, кто-то проигнорировал задание. Кто-то сварганил отписку-халтуру. Но, слава Богу, есть все-таки у нас много талантливых, живых, интересных детей. И среди их работ есть несколько шедевров. Один из них я хочу здесь представить. Автор этого либретто - Ваня Рыжиков, ученик 6-го класса (общеобразовательной школы, у нас он в четвертом). Честно говоря, это распечатка с черновика, который автор после долгих уговоров мне отдал. Беловик он так и не сделал. Черновик дописывался при мне, на уроке, и некоторая недоработанность произведения совершенно очевидна. Но даже в таком виде это забавно невероятно. Итак:

Опера «Репка»

Либретто

Действующие лица :

Дед                              Тенор

Бабка                          Меццо-сопрано

Внучка                        Колоратурное сопрано

Жучка                         Колоратурное сопрано

Васька - кот               Баритон

Мышка                       Тенор

Хор деревенских бабушек, хор деревенских мужиков, хор деревенской молодежи.

Балет: деревенская молодежь.

Комедия в трех действиях.  

 

 

 

Действие 1-е. Деревня. За сценой хор деревенской молодежи поет песню. Танцует балет деревенской молодежи. Прибегает внучка. Она сообщает об удивительном росте репки. Деревенская молодежь бежит в огород  смотреть на чудо-репку.

 

Действие 2-е. Хор деревенских бабушек  и хор деревенских мужиков выражают сочувствие деду, который ходит вокруг репки и качает головой. Проснувшаяся бабка бьет деда скалкой. Все смеются. Просыпаются Жучка, Васька-кот и Мышка, все тянут репку и вытягивают ее.

 

Действие 3-е. Пир. Каша из репы. Женитьба.

 

Действие первое.

Звучит увертюра на темы русских народных песен.

 

Хор деревенской молодежи:

- Пришла Весна – Весна красна,

Надевай венок,

Красна Весна, иди где народ,

Красна Весна, иди в хоровод.

Внучка:

- Вы стоите и поете,

Хороводы здесь ведете,

А в деревне-то беда,

Побежали все туда.

 

Хор деревенской молодежи:

- Что случилося? Война?

Наводнение? Беда?

Внучка:

- Репу дед посадил

И чуть-чуть водой полил.

Утром дед в окошко глядь:

Не может никак понять –

Это репка все растет,

Разорила огород,

Перекрыла всю деревню

И на домик наш ползет.

ХДМ:

- Твои слова опасны,

И это так ужасно,

Что репа все растет,

Бегом на огород!

Все бегут в деревню на огород деда.

 

Действие второе.

Дед вокруг репы ходит и качает головой.

Дед:

- Никак я не могу предположить,

Как получилась этакая пакость,

Хотел на именины бабке репу подарить,

И внучке хоть чуть-чуть доставить радость.

Хор деревенских мужиков:

- О, бедный дед, плохи твои дела!

Хор деревенских бабушек:

- И надо же, случилася беда!

Дед:

- Но что же делать, как тут быть,

Как рост ужасный прекратить,

И бабу как не разбудить,

А может, корень подпилить?

ХДМ:

- О, бедный дед, плохи твои дела!

ХДБ:

- И надо же, случилася беда!

Просыпается бабка и бежит в огород.

Бабка:

- Что за странная беда

Приключилася у нас?

Для чего пришел народ?

Смотрит в сторону репы:

- Ах, мой бедный огород!

Ах, ты, глупый старый пень,

Ну, устроил ты мне день!

Обращаясь к хорам:

- Именинница ведь я!

Что за доля у меня?!

Встают по очереди Жучка, Васька и Мышка и ПОЮТ КАНОНОМ:

- Проснулся я или в бреду,

Никак того я не пойму,

Что за махина предо мной,

Хочу вернуться я домой.

Ах, дома я, но что такое,

И что народ так беспокоен?

Ужели эта вот скала

Для споров повод подала?

Внучка:

- Вы вставайте поскорее,

Одевайтесь побыстрее,

И бегом во двор, во двор!

Ах, трещит уже забор!

Жучка:

- Что случилось, объясни,

Васька:

- Нам хоть что-то проясни,

Мышка:

- Что за странная махина

Все:

- Огород заполонила?

Внучка:

- Репка!

Все:

- Как ужасно!

Внучка:

- В огород!

Все:

- Да, что напрасно

Время тратить?

На огород!

Тянуть! Лопатить!

Все , хором:

- Соберись, велика сила

Вся деревня – вся в атаку!

На спасение все мира,

На скалу, покрыту мраком

Все бегом, бегом, бегом!

Всей деревней мир спасем!

 

Ура! Победа! Мы смогли

С нечистой силой совладать,

Мы научились побеждать!

 

Действие третье.

Хор.

Победе слава, мы смогли

Нечисту силу победить.

Ура! Победа! Слава Солнцу!

Слава, слава на века!

Все поднимают бокалы и пьют вино за героев битвы.

Конечно, видно некоторое несовпадение первоначального плана оперы с последующим текстом. На третье действие пороху не хватило. Получился просто эпилог. Я решила ничего не менять, поправила только синтаксис - автор впопыхах не ставил знаков препинания вообще: вдохновение обгоняло руку ))) Надо сказать, что сначала мы это произведение услышали - оно было исполнено автором на уроке, пропето за каждого, правда, a capella. Но завершить все это он так и не смог. Остыл. Гений и беспутство, так сказать. И даже удержанная мной (до завершения работы) пятерка не помогла.
Tags: Профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments