Мне хотелось, с одной стороны, показать московские архитектурные контрасты (хотя для этого лучше подошли бы Сити или Новый Арбат, но это как-нибудь в другой раз, есть у меня пара-тройка ракурсов), с другой - рассмотреть и, конечно, поснимать арбатские особнячки.
Итак, я вышла на "Смоленской" и сразу повернула за угол - на Арбат. Мимо "Макдональдса" и КЗ Павла Слободкина. Гулять по Арбату не стала, но заглянула в странный садик, который уже давно приметила, но не успевала рассмотреть. Ничего садик.



Подивилась на китайских туристов у памятника поэтической чете. Это у нас теперь бренд такой...

Порадовалась картинам - одно время их поприжали...

Ах, Арбат...

Но пошла дальше - в Денежный.
Название связано с находившейся здесь слободой денежных мастеров - гравёров и чеканщиков монет Государева монетного двора.
Я иду с конца переулка, а начинается он от Пречистенки. Ну, когда-набудь... А здесь, на перекрестье Арбата и Денежного главным домом сейчас является сталинская высотка - здание МИД, построенное в 1953 году по проекту архитекторов В.Г. Гейльфрейха и М.А. Минкуса. Архитектурные реминесценции - цитирую Википедию: "Зданию приписывают схожесть с Вулворт-билдинг на Манхэттене. Архитектурный облик восходит к английской готике: его особенностью являются жесткие ребра, подчеркивающие высоту постройки и устремленность вверх".



Но, честно вам скажу, сколько я ни проходила по переулку, я никогда даже не замечала этого большого дома. Хотя он, вообще-то говоря, просто подавляет собой всё окружающее пространство. Но - крайности сходятся, и я не раз в этом убеждалась: слишком большое подобно слишком маленькому, и его не видишь! А видела я прекрасные особнячки, которые мне ужасно хотелось не спеша рассмотреть. И вот, я здесь, и почти (!) не спешу...
В каждом - целая история. Смогу ли рассказать сразу всё? Начну с этого, пожалуй:


Дом был построен в 1839 году, а в 1887-м перестроен архитектором В.П. Гавриловым. Сначала особняк принадлежал купцу Н.К Болю, а в 1892 году здание приобрёл Карл Александрович Гутхейль.
К.А.Гутхейль, обрусевший немец, унаследовал от отца музыкально-издательскую фирму, которая занималась изданием нот и партитур, имела собственный магазин и даже одно время выпускала ежемесячный «Музыкальный журнал». Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших в дореволюционной России. Оно специализировалось на выпуске сочинений как европейских, так и русских композиторов – Верстовского, Дагомыжского, Глинки, Балакирева и других. В 1915 году, вскоре после начала войны с Германией и последовавших гонений и немецких погромов, Гутхейль был вынужден продать свою фирму и магазин Сергею Кусевицкому и его «Российскому музыкальному издательству». Некоторое время спустя он покинул Россию и уехал в Европу.
Гутхейль был первым издателем произведений Сергея Васильевича Рахманинова – он заинтересовался талантливым выпускником Московской консерватории и предложил издать его оперу «Алеко» - дипломную работу молодого композитора.
С Рахманиновым издателя связывали долгие годы дружбы и сотрудничества, композитор часто бывал в его особняке в Денежном переулке.
Гутхейль также много занимался благотворительностью, был одним из участников (вместе с К.С.Станиславским, В.И.Немировичем-Данченко и С.Т.Морозовым) «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве» - будущего Московского Художественного театра.
Итак, фирма перешла к Сергею Кусевицкому. Ну, что же , здесь же рядом находится и его особняк:

Красивейшее и странное здание, едва ли не первое здание стиля "модерн" в Москве:

Смотрите, какой мозаичный герб:

Особняк построен архитектором Львом Кекушевым в в 1898-1899 годах. Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».
В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.
Сейчас здесь находится представительство Калужской (!) области. Чудеса. Детали:




Вот знала бы про буклет... Но прочитала только уж потом, когда фотки стала смотреть. Впрочем, может, возьму как-нибудь, доведётся же ещё проходить мимо.
А Наталья Константиновна Кусевицкая была не промах.Дочь московского миллионера К. К. Ушкова, известного мецената и почётного директора Московского филармонического общества, одного из первых пайщиков Московского художественного театра.Получила великолепное домашнее образование: свободно владела немецким, французским, английским языками. В 1905 году в Дрездене вышла замуж за музыканта Сергея Александровича Кусевицкого. Была его ближайшей помощницей в организации концертов. Сразу после свадьбы Кусевицкие уехали за границу, где, в основном, жили до апреля 1909 года.
В марте 1909 года, в Берлине, Кусевицкими было основано «Российское музыкальное издательство». А. В. Оссовский в воспоминаниях о Рахманинове отметил:
"Рядом с ним восседала его супруга Наталия Константиновна («Наташочек», как называл её Кусевицкий) — довольно полная белолицая блондинка среднего роста, с голубыми глазами и лёгким румянцем на щеках; тонкие, недобрые губы её были всегда плотно сжаты; общее выражение лица было неприветливое, несколько надменное. Наталия Константиновна была молчалива, как сфинкс, мнения своего не высказывала, участия в голосовании не принимала, но про себя, несомненно, делала выводы из выслушанных высказываний членов совета и затем втихомолку воздействовала на мужа".
Одна из самых близких к семье Кусевицких людей — их бухгалтер и администратор Л. Ф. Рыбникова — вспоминала:
"Конечно любовь С.А. к Н.К. была не бескорыстной, а жена его очень любила и всё для него делала, но держала в руках, следила за каждым шагом, вообще очень его ревновала <…>
Все дела мне больше всего приходилось вести с Натальей Константиновной, а не с Сергеем Александровичем, а уж денежные — так исключительно с ней".
Рядом с особняком Кусевицких расположился доходный дом, принадлежавший Наталье Константиновне, в стиле неоготики, построенный в 1914-15 годах по проекту архитектора П.П. Малиновского:



Все три дома, о которых я сегодня рассказала, после революции были национализированы и отданы под жилой фонд или для офисов МИД.
Сегодня на этом сделаю паузу)