coshevka (coshevka) wrote,
coshevka

Крым 2009 (продолжение)

Была у меня еще одна мечта: попасть в пещеру. Никогда не была в пещере, хотелось воочию увидеть все эти сталактиты и сталагмиты. А в Крыму аж несколько оборудованных для посещения пещер: на Чатыр-Даге,  Скельская, теперь еще и на Ай-Петри. Димке же больше всего хотелось попасть в Большой каньон. И вот, мы нашли такую экскурсию, которая совместила в себе все: Большой каньон с водопадом «Серебряные струи», Скельская пещера, да еще и Лысая гора, и Байдарский перевал, и Форосский храм. Это был грандиозный поход (да, это был скорее именно поход, чем экскурсия), длившийся с раннего утра до позднего вечера.

Но вот что ужасно: на отдыхе встать в 5.30 утра! Именно во столько Димка заставил нас подняться, чтобы успеть на место сбора группы у автостанции в 7 часов. Из расчета – час пятнадцать собираемся и завтракаем, пятнадцать минут идем. Когда мы вышли из дома, было еще не жарко, небо затянуто облаками. Эта облачность держалась потом почти целый день, что очень облегчило нам путешествие. Мы увидели, что в это время на улицах уже порядочно людей, все они тянулись к морю. Это грамотно: и место можно занять, и загар самый безвредный получить. Не то что мы – в самое пекло… Но в этот день мы на пляж не собирались.

Экскурсовод, он же шофер, был у нас замечательный. Звали его Леший (вообще-то Алексей, это прозвище такое у него). Лес он и вправду любит, да и всю крымскую природу, и весь край свой, любит самозабвенно, и эта его подлинная, искренняя влюбленность привлекает больше всего. Хотя, как все суперувлеченные люди, он немножко сумасшедший. Меня поразила его способность вести машину и непрерывно говорить, вертя при этом головой и показывая рукой в разные стороны. При этом, ехал он, естественно (см. выше о стиле местного автовождения), быстро, так что хотелось иной раз ему сказать: смотри на дорогу, парень! Сначала мы ехали по знакомой трассе над морем, потом повернули направо и стали подниматься выше. Ох, и крутая же дорожка! Леший рассказал нам, что здесь есть два поворотика, один называется «Господи, помилуй», а второй – «Пронеси, Господи!», вскоре мы их миновали… Это, оказывается, старая дорога на Севастополь, Воронцовская, идет она через Байдарский перевал (503 м над уровнем моря), по дороге мы попадаем в Форосский храм. Конечно, удивительно красиво расположение храма – на краю высокой скалы.

Только, я думаю, ну кто вот просто так полезет туда на службу? На машине только. У меня создалось впечатление, что, как и в былые времена, эту церковь посещают сильные мира сего. И вид у храма такой сусально-открыточный, лакированный.

История храма, его славы и последующего унижения, а затем – возрождения, достойна внимания. А сейчас он привык  принимать туристов: в половине восьмого утра нас уже ждут, торговля идет полным ходом, звучит запись церковных песнопений, колокольных звонов. Сзади храма – смотровая площадка. Да, есть на что посмотреть.

Казалось, что церковь очень высоко (412 метров, рядом лежат облака), но вот мы начинаем подниматься еще выше, виток за витком, и оказываемся у Байдарских ворот. Они построены в XIX веке в честь окончания строительства Воронцовской дороги.

Вот это да! Храм теперь далеко внизу, крошечный. Перед нами утреннее море и замечательная панорама юго-западного побережья.

Раньше дорога к Севастополю всегда шла через этот перевал. Только при Хрущеве была построена современная трасса, более прямая и безопасная. Спасибо Никите Сергеевичу!

А мы спускаемся в Байдарскую долину. Она очень красива, и позднее мы увидим ее с Лысой горы всю, а теперь мы двигаемся к Скельской пещере.

Эту пещеру открыл еще в 1904 году местный учитель. Там, говорят, можно найти надписи с «ятями», народ там ползал потихоньку. Хотя периодически пещеру подтопляет, и она становится недоступна для посещений. Нам повезло: сейчас она открыта, и туда водят посетителей. Наконец-то я это увидела! Это не передать ни словами, ни фотографиями. Там очень хорошо продумана система освещения, все так рельефно и таинственно, но когда снимаешь без вспышки, плохо видно, а со вспышкой все видно, но теряется выпуклость. Ну, в общем, это лучше всего увидеть, а также ощутить (прохладно, градусов 12, влажность сто процентов, особый запах, а полазить как интересно, она же многоэтажная!).  45 минут, проведенные там, прошли незаметно. В пещере есть еще подземное озеро, но оно пока не освоено. Говорят, года через два туда начнут пускать туристов. Надо приехать!

"Птица Феникс"

"33 богатыря"

"Голова дельфина"

Обычно после посещения пещеры туристов ведут на старую римскую дорогу. Итак, это третья дорога, самая древняя, которая ведет из Севастополя (в то время, когда ее пробивали в скалах – Херсонеса) на Южный берег Крыма. Она в хорошем состоянии и очень живописна.

С этой дороги хорошо виден живописный  каньон, проложенный речкой Узунджа.

А знаете ли вы, что в Крыму два Кара-Дага? Я вот не знала. Я всегда думала, что только один есть Кара-Даг – возле Коктебеля. Оказывается, еще одна гора Кара-Даг находится у Байдарской долины. Ее также называют Лысой (но «Лысых» гор в Крыму даже и не две, а, по крайней мере, три). А вообще Кара-Даг – просто «Черная гора» по-тюркски. Путь на Кара-Даг от Скельской пещеры идет через Кабаний перевал. Он так называется, во-первых, потому, что кабаны действительно там водятся, а во-вторых – потому что дорога закручена подобно кабаньему хвосту. Итак, миновав перевал, мы оказываемся на склоне горы. Дальше, к вершине, дорога идет через буково-грабовый лес. Я вспоминаю Ай-Петринский лес – темный, мрачный, без травы. А здесь – жизнь, все пронизано солнцем, цветут цветы, на деревьях мы видим омелу.

Омела

Мы  поднимаемся не спеша, с рассказами о местной флоре и фауне, Алексей показывает нам следы кабанов. И вот – лес заканчивается, мы на вершине – и в самом деле лысой. Впрочем, Ай-Петри устроена так же, только высота здесь меньше – 700 с чем-то метров. Но - та же яйла, луг с цветами и непугаными бабочками, которые, видимо, принимают и нас за цветочки.

С юга – обрыв, на севере – относительно пологий спускНаш проводник выбрал Лысую гору потому, что она находится в центре крымского горного массива. С нее можно увидеть все главные вершины Крыма. А с двух сторон лежат долины, особенно красива Байдарская с голубым озером посередине (это Чернореченское водохранилище, снабжающее водой Севастополь).

И, наконец, мы приближаемся к Большому каньону. Я не очень отчетливо помню дорогу туда, потому что Алексей включил DVD-фильм про каньон, чтобы подготовить нас. Видимо, он все-таки устал говорить. Так что мы не много смотрели в окошко. И вот – приехали на стоянку, рядом с которой высится  деревянное кафе «Три пескаря». В нем, оказывается, снимали сцену из фильма «Буратино» - ту, где Буратино, сидя в горшке, выведывает тайну Золотого ключика. И горшок стоит у входа, в воспоминание сего события.

Большой каньон мы увидели снизу, можно сказать, изнутри. Мы шли по руслу реки Аузун-Узень, которая, собственно, и проточила этот каньон между горными массивами Ай-Петри и Бойка. В это время года она еще достаточно полноводна (хотя и не так, как весной, когда по ней сплавляются на каяках). Но воды в ней еще хватает для того, чтобы мы могли любоваться водопадами, которые образуются на ее многочисленных порогах.

А в некоторых местах вымываются так называемые  «ванны» со стоячей водой, там она спокойная и очень чистая.

Идти по руслу реки очень интересно, хотя порой и трудно: приходится перелезать через завалы камней, переходить, где вброд, где – прыгая с камня на камень.

А над нами с обеих сторон – трехсотметровые скалы, которые стоят так близко, что деревья, растущие на них, переплетаются кронами.

Солнце совсем скрыто от нас, здесь полумрак. И, не умолкая, шумит река, звук усиливается, отражаясь от скал. Говорят, здесь самое лучшее эхо, но лучше не кричать: на голову может начать что-нибудь сыпаться.

Так, преодолевая пороги, мы добираемся до водопада «Серебряные струи». Это водопад-грот, необыкновенной, буквально сказочной красоты.

Если зайти за его струи внутрь грота, можно увидеть пещерку со сталактитами. Я не отказала себе в удовольствии искупаться в водопаде.

Неподалеку от этого места находится карстовый источник, чистый и холодный: набираешь воды в бутылку, и она запотевает, как из холодильника. Более вкусной пресной воды я никогда не пила.

Но главное купание у нас впереди – это последний пункт нашей программы. И это хорошо: мы уже такие усталые, запыленные, потные, что просто мечтаем окунуться в чистую воду горной реки. Хотя температура здесь – 9-11 градусов. Обычно туристов купают в «Ванне молодости». Там всегда много народу. Но на реке есть еще много ванн, достаточно глубоких, в них можно даже прыгнуть со скалы, и не разобьешься. И Алексей ведет нас в такие места, где совсем нет людей. А купаться там здорово! Мы все с удовольствием лезем в воду, хотя от холода ломит кости. Зато какой заряд бодрости! С новыми силами мы идем дальше, но, собственно, теперь наша дорога – назад, пора возвращаться. Ужин в «Трех пескарях» - завершающий аккорд похода. Неплохо, хотя в «Райском уголке» кормят лучше. Но мы не ели целый день (кстати, из-за этого легче было ходить, мы даже не вспоминали о еде, только пили), так что и такой ужин нас устраивает. Обратно Леший гнал во всю мочь. Мы немножко волновались, но понимали: он спешит, потому что завтра ему опять с утра на такую же экскурсию. А время уже позднее. Ничего, доехали, слава Богу! Добрались домой уже затемно, и даже фотки разбирать не было сил – так устали.